Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии
Саратовский государственный медицинский университет
имени В. И. Разумовского



главная
сведения об образовательной организации
 
новости
общая информация
правила приема
учебная работа
научная работа
лечебная работа
публикации
форум
 
поиск


Кафедра поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины
Саратовского государственного медицинского университета


общая информация
история
структура
и клинические базы

учебная работа
научная работа
лечебная работа
воспитательная работа

Содержание дисциплины, учебные программы

В настоящее время образовательная деятельность кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины включает:

  • преподавание по программе высшего образования (специалитет) на лечебном факультете;
  • преподавание по программам высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре);
  • преподавание по программам дополнительного профессионального и непрерывного образования врачей (на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации);
  • по программам подготовки медицинских сестер с высшим образованием в Институте сестринского образования.

Помимо теоретической подготовки, обязательным компонентом преподавания являются различные виды практик, занятия в симуляционном центре.

Кафедра является выпускающей по специальностям „Лечебное дело“, „Сестринское дело“, „Общая врачебная практика (семейная медицина)“.

На кафедре обучаются студенты 5–6 курсов лечебного факультета, студенты 5–6 курсов на отделении с билингвальным обучением по специальности „Лечебное дело“, дисциплина „Поликлиническая терапия“, а также студенты Института сестринского образования по дисциплинам: „Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи“, „Основы медицинской реабилитологии“, „Организация паллиативной помощи“, „Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни“. Кроме того, кафедра занимается подготовкой специалистов первичного звена здравоохранения — врачей общей практики (семейных врачей), участковых терапевтов, врачей отделений профилактики, медицинской реабилитации поликлиник, дневных стационаров поликлиник, терапевтов женских консультаций.

За время существования кафедры в рамках работы на факультете повышения квалификации и переподготовки специалистов были разработаны программы и проводились информационные и сертификационные циклы по актуальным проблемам оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению для участковых терапевтов, заведующих терапевтическими отделениями поликлиник, заведующих отделениями профилактики, отделениями медицинской реабилитации поликлиник, а также циклы для подростковых врачей, реабилитологов МСЭК. Проводились циклы по геронтологии и гериатрии, по актуальным проблемам профилактической медицины, вопросам клинико-экспертной работы, в том числе военно-врачебной экспертизы призывников, реабилитологии, проблемам патологии подросткового возраста, паллиативной помощи, экстрагенитальной патологии при беременности. Осуществлялась подготовка преподавателей медицинских училищ по вопросам терапии. С 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта „Здоровье“ кафедра участвовала в циклах по подготовке врачей амбулаторно-поликлинического звена по терапии, в том числе на выездных циклах (Липецкая область, Пензенская область, Саратовская область).

За 2007–2011 гг. проведено циклов повышения квалификации врачей: первичной профессиональной подготовки ПП -12, общего усовершенствования врачей первичной медико-санитарной помощи ОУ-16 и тематического усовершенствования ТУ-15. Подготовлено врачей первичного звена здравоохранения- 516 чел., в том числе: врачей общей практики (семейных врачей) -215 чел., участковых терапевтов — 301 чел., терапевтов женских консультаций — слушателей цикла „Экстрагенитальная патология и беременность“ — 13 чел.; ординаторов по специальности „Общая врачебная практика“ — 21 чел., ординаторов терапевтического профиля-158 чел., интернов — 336 чел.

За 2012–2016 г. было проведено 29 циклов; подготовлено врачей, прошедших обучение по поликлинической терапии, общей врачебной практике, профилактике ХНИЗ и диспансеризации: Первичная профессиональная переподготовка — 5 циклов; 100 специалистов; Общее усовершенствование врачей первичного звена здравоохранения — 7 циклов; 147 чел.; Тематическое усовершенствование врачей первичного звена здравоохранения — 3 цикла; 40 чел.; Интерны и ординаторы — 14 циклов; 589 чел.


Врачи ИПКВК и ДПО.

Непрерывное медицинское образование

Непрерывное медицинское образование (НМО) представляет собой новую форму повышения квалификации медицинских работников по специальностям „Терапия“ и „Общая врачебная практика (семейная медицина)“. НМО отличает непрерывность образования, модульный принцип построения образовательных программ как в форме семинаров, так и с использованием дистанционных, электронных и симуляционных технологий, что позволяет выстроить индивидуальный (персональный) план для каждого врача и обеспечивает получение знаний, навыков, умений и компетенций, соответствующих требованиям специалиста.

С 2018 года начато преподавание в системе непрерывного медицинского образования. Сотрудниками кафедры подготовлены следующие циклы по специальностям „Общая врачебная практика(семейная медицина)“ и „Терапия“ в рамках непрерывного медицинского образования:

  • „Профилактика, диспансеризация и диспансерное наблюдение в практике врача поликлиники“, 36 ч.;
  • „Медико-социальная реабилитация пациентов“, 36 ч.;
  • „Паллиативная помощь в амбулаторно-поликлинической практике“, 36 ч.;
  • „Экстрагенитальная патология и беременность“, 36 ч.

Организация учебного процесса

Для организации и ведения образовательного процесса в распоряжении кафедры, на 8 клинических базах имеются лекционная аудитория на 200 посадочных мест, оснащенная современной мультимедийной техникой; учебные комнаты, предназначенные для проведения теоретических и практических занятий и оборудованные учебными и информационными стендами, таблицами, компьютерной техникой.

В учебном процессе широко используются учебные и методические пособия, национальные рекомендации и интернет-ресурсы. Практические занятия по смежным специальностям у ординаторов проводятся в узкопрофильных отделениях с использованием современного инструментария и в симуляционном центре.

Оснащение необходимым для учебного процесса оборудованием постоянно корректируется с учетом тенденций развития отечественной и зарубежной медицины и средств доставки информации. Материально-техническая база кафедры постоянно обновляется в целях соответствия требованиям реализации специальностей в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами.

Интернет-ресурсы

  • Электронно-библиотечная система „Консультант студента“.
  • Электронно-библиотечная система E-library.
  • База данных „Консультант врача. Электронная медицинская библиотека“.
  • Сервис по обнаружению и профилактике заимствований в студенческих диссертационных работах.

Студенты имеют возможность ознакомиться с наиболее распространенными формами патологии внутренних органов и смежной патологии по обращаемости в поликлинику, приобрести опыт профилактической и реабилитационной работы. Студенты закрепляют теоретические знания во время работы на врачебном участке, на приеме и на вызовах, в дневном стационаре поликлиник и во время летней производственной практики.

Обучение складывается из аудиторных занятий, включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы. Основное учебное время выделяется на практическую работу по усвоению теоретических знаний, приобретению практических навыков и умений.

При изучении учебной дисциплины используется весь ресурс основной и дополнительной литературы, лекционного материала, наглядных пособий и демонстрационных материалов и осваиваются практические умения, приобретаемые в ходе работы с демонстрационными визуальными пособиями, решением ситуационных задач.

Специфика подготовки специалистов по дисциплине „Поликлиническая терапия“ заключается в соблюдении преемственности обучения. Практическое освоение всех аспектов работы участкового врача-терапевта начинается с 5-го курса и продолжается на 6-ом курсе. Преподавание дисциплины „Поликлиническая терапия“ в течение учебного года проводится после изучения дисциплины „Внутренние болезни“ и тем самым является продолжением развития клинического мышления студентов. При этом одновременно студенты на практике знакомятся с организацией терапевтической помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях, ее диагностическими, лечебно-профилактическими, реабилитационными и другими возможностями, а также в условиях общей врачебной практики.

В процессе обучения предусматривается на 5-ом курсе ознакомление с организацией терапевтической помощи в амбулаторных условиях на базе городской клинической поликлиники, общими вопросами медико-социальной экспертизы, содержанием и объемом работы участкового врача-терапевта, методикой амбулаторного приема пациентов, амбулаторными аспектами диагностики и тактики участкового врача-терапевта при отдельных терапевтических заболеваниях с клиническим разбором пациентов. Особое внимание уделяется первичной и вторичной профилактике основных терапевтических заболеваний с изучением основ здорового образа жизни, выделения групп повышенного риска развития неинфекционных заболеваний у пациентов и целенаправленной работы с ними. Студенты знакомятся с методикой амбулаторного приема пациентов в поликлинике и оформлением основной медицинской документации, написанием учебной медицинской карты амбулаторного больного и проведением клинических разборов пациентов по теме занятия с преподавателем. Полученные знания закрепляются во время летней производственной практики.

На 6-м курсе продолжается обучение студентов поликлиническим аспектам диагностики и врачебной тактики при ряде терапевтических заболеваний с обязательным клиническим разбором пациентов с преподавателем и решением ситуационных клинических задач. При этом основное внимание уделяется ранним симптомам и симптомокомплексам, их значимости в диагностике, возможностям амбулаторного обследования пациентов, интерпретации результатов исследований, формулировке диагноза, особенностям лечения, диспансеризации пациентов и медико-социальной экспертизе.

К окончанию цикла студент осваивает должностные обязанности участкового врача-терапевта (амбулаторный прием и выполнение визитов к пациентам на дом, оформление медицинской документации, в т.ч. листков и справок о временной нетрудоспособности, проведение диспансеризации и др.), а также знакомится с особенностями общей врачебной практики (семейной медицины), принимает участие в работе врачебно-консультационной комиссии, знакомится с работой других врачей-специалистов поликлиники и работой отделения дневного пребывания поликлиники.

Практические занятия проводятся в виде аудиторной работы с компьютерной техникой, изучения кейс-технологий, демонстрации учебных таблиц и использования наглядных пособий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания по алгоритму методических разработок кафедры, разбора клинических больных.

Полученные знания закрепляются во время клинической практики „Помощник участкового врача-терапевта“.

Самостоятельная работа в процессе подготовки к практическим занятиям

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, к входным, текущим, промежуточным контролям и включает индивидуальную аудиторную и внеаудиторную работу с наглядными материалами, учебной основной и дополнительной литературой, ресурсами сети Интернет, решение ситуационных задач, написание рефератов.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине „Поликлиническая терапия“ и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение. Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для обучающихся и методические указания для преподавателей

Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно решают ситуационные задачи, тесты; ситуации-кейс, выполняют активные визиты к пациентам на дом, оформляют медицинскую документацию, принимают участие в работе врачебно-консультационной комиссии, знакомятся с работой других врачей-специалистов поликлиники и работой отделения дневного пребывания поликлиники и представляют рефераты и выполненные творческие работы.

Написание учебной медицинской карты амбулаторного больного способствуют формированию умений работы с учебной литературой, систематизации знаний, способствуют формированию общекультурных и профессиональных навыков (умений).

Освоение дисциплины способствует формированию коммуникативных навыков будущего врача, воспитанию у обучающихся навыков общения с пациентом и его родственниками. Самостоятельная работа с пациентами способствует формированию корректного поведения, аккуратности, дисциплинированности.

Оценка текущей успеваемости студентов

На 1–4 курсах ИСО, 5 и 6 курсах лечебного факультета в полном объеме внедрена балльно-рейтинговая система оценки знаний и умений студентов.

Организация итоговых занятий

Исходный уровень знаний обучающихся определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время клинических разборов, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения учебной дисциплины проводится промежуточная аттестация с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и решением ситуационных задач.

Вопросы по учебной дисциплине включены в Итоговую государственную аттестацию выпускников.

Методическая работа

Сотрудниками кафедры разработаны компьютерные обучающие (с разветвленным алгоритмом решения) и контролирующе-обучающие программы для студентов и слушателей ИДПО.

Образовательный процесс для студентов всех курсов и факультетов обеспечен рабочими программами и фондами оценочных средств по предмету, разработанными обучающими модулями по преподаваемым дисциплинам. Создана электронная библиотека кафедры на дисках. На кафедре оборудован компьютерный класс, оснащенный программными обучающими и контролирующими средствами обучения, в том числе собственными разработками сотрудников кафедры.

Кафедра оснащена собственной библиотекой, фонд которой насчитывает значительное количество учебных пособий, монографий периодической литературы, учебно-методических рекомендаций, которые используются на учебных занятиях. За время существования кафедрой выпущено около 20 тематических сборников по основным проблемам развития амбулаторно-поликлинической помощи и общей врачебной практики.

В учебном процессе и внеаудиторной работе используются имеющиеся на кафедре методические разработки, приказы, таблицы, слайды, тематические стенды. Сотрудниками кафедры составлены, постоянно обновляются и используются в учебном процессе по всем дисциплинам банки тестов и ситуационных задач.

Олимпиада „Ступень к вершине профессионального мастерства“ для студентов Института сестринского образования

Еще в 1966 году Комитет экспертов ВОЗ по сестринскому делу высказал идею, что „медсестры должны иметь возможность развития и совершенствования своих способностей с тем, чтобы оказывать наиболее квалифицированную помощь населению, а также развивать профессиональное мышление для принятия самостоятельных решений, основанных на научных, клинических и организационных принципах“.

По мнению экспертов, следует научить медсестер аналитически мыслить, совершенствовать их профессиональные знания и практические навыки.

Для осуществления этих целей на кафедре поликлинической терапии проводится олимпиада для студентов 3 курса Института сестринского образования, обучающихся по курсу „Сестринское дело в семейной медицине“. Олимпиада „Ступень к вершине профессионального мастерства“ состоит из конкурсов, включающих в себя:

I — решение ситуационных задач;
II — определение по слайд-шоу предполагаемой патологии;
III — вопросы на знание полученного материала;
IV — вопросы на эрудицию;
V — знание латинских высказываний;
VI — культура и медицина.

Результаты оцениваются по балльной системе. Победители и призеры олимпиады награждаются грамотами ректора СГМУ. Результаты, показанные на олимпиаде, учитываются в качестве бонусных баллов рейтинга по дисциплине. Проведение олимпиады стимулирует студентов к углубленному изучению предмета, развитию аналитического мышления.

 

Copyright © 2000—2024://Саратовский государственный медицинский университет
Веб-мастер://webmaster@sgmu.ru