Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Выдающийся архитектор
Карл Людвигович Мюфке

Карл Людвигович Мюфке родился в Воронеже 30 января 1868 года в семье аптекаря-провизора. Окончив Воронежскую гимназию, Мюфке поступает в Петербургскую академию художеств на архитектурное отделение. Успешно осваивая свою будущую специальность, он получает отличные академические отметки по архитектуре — малую и большую серебряные медали. В качестве награды за благополучное окончание училища К. Мюфке получает возможность заграничной поездки в Италию, Францию, Германию и Австрию для осмотра и изучения классических архитектурных памятников, что, несомненно, способствует формированию его вкуса.

По возвращении в Россию в 1897 году Мюфке получает назначение на государственную службу в Казанскую художественную школу, где проектирует здания этого учебного заведения и является архитектором-строителем Казанского университета, проявляя себя ревностным хранителем здания классической архитектуры и тем самым, сохраняя выдающийся памятник русского классицизма для потомков. Сегодня по своим стилевым качествам и архитектурно-художественным формам здание Казанского университета относится к ряду лучших произведений.

Деятельность Мюфке в Саратове началась осенью 1909 года. Для Саратова приезд на постоянное место жительства дипломированного архитектора-художника с высшим образованием имел особое значение. Столичные специалисты приезжали в город в связи со строительством отдельных зданий, большей частью особняков. К. Мюфке впервые в истории Саратова создал цельные ансамбли, отличающиеся единством замысла и высоким качеством исполнения. Четыре корпуса были размещены на левой части Московской площади для первой очереди строительства (анатомический и физический институты, институт экспериментальной медицины), два спроектированы там же для последующей (химический корпус и здание фундаментальной библиотеки). Исключительно удачно и оригинально автору удалась организационно-пространственная композиция комплекса университетских зданий: открытый парадный двор-курдонер, связывающий три главных корпуса воедино, воспринимается до сих пор как нечто грандиозной, парадное и торжественное. Досадно, что архитектурная трактовка построенных в послевоенные годы зданий выпадает из общей панорамы и даже грубо нарушает лаконичность всего ансамбля.

Одновременно, в течение трех лет (1909-1911) Мюфке работает над проектом зданий для университетских клиник: хирургической, болезней уха, горла, носа им. академика Н. П. Симановского, терапевтический (не достроенный вследствие начавшейся в 1914 году империалистической войны) и нервно-психиатрической, строительство началось в 1916 году. Выдающимся архитектором были составлены и другие проекты для последующего строительства клинического городка, который после решения городской думы об отмене первоначально запланированного строительства на левой (по направлению от Волги) половине Московской площади, расположился на отдельной отдаленной территории. В одинаковой степени внимательно и серьезно автор относился к проектированию любого здания и сооружения: от клинического корпуса до прачечной, кухни и других хозяйственных строений.

На долю зодчего выпала огромная трудовая и творческая нагрузка. Его архитектурное творчество осмысливалось конструкцией и наоборот: он был от начала до конца автором проекта, не разделяя художественную часть от инженерной. Почти все основные работы по строительству Мюфке также выполнял сам, показав себя незаурядным знатоком технологии строительного дела и организатором строительного производства. С ним работали только стажер из окончивших Академию художеств — молодой архитектор Владимир Дмитриевич Караулов и техник гражданских сооружений Сергей Федорович Рагозин.

Свидетельством высоких нравственных позиций талантливого архитектора является помимо полной самоотдачи и самопожертвование: Мюфке жил крайне скромно, отвергая частные заказы на составление проектов, лишая себя возможности дополнительного заработка.

Умер К. Л. Мюфке в феврале 1933 года, оставив нашему городу два великолепных архитектурных ансамбля — комплекс зданий университета, и поныне украшающий центр Саратова, и клинический городок третьей больницы, резко выделяющийся своим архитектурным строем из всей прилегающей застройки. Эти два ансамбля, хотя не в одинаковой степени выразительны и по-разному выполняют свою архитектурно-художественную функцию, но оба являются бесспорными памятниками архитектуры, украшающими город.


Copyright © 2001, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ