Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








40 лет в медицине

Заслуженный работник высшей школы РФ, проректор по учебной работе СГМУ профессор
В. В. Моррисон
Именно столько -- более 40 лет, если считать с момента поступления в вуз, -- работает в Саратовском медицинском университете профессор Виталий Викторович Моррисон -- заслуженный работник высшей школы РФ, проректор по учебной работе СГМУ.

1 марта В. В. Моррисон отмечал юбилей, ему исполнилось 60. Много это или мало? Вопрос, наверное, не совсем корректный и уж точно не предполагающий однозначного ответа. Немного, если посмотреть на него, всегда бодрого, активного, работающего, как минимум, по двенадцать часов в день. Много, если представить, что его путь к медицине начался, можно сказать, в середине прошлого века, в 1962 году, когда он поступил на первый курс лечебного факультета медицинского института.

Это интервью -- дань искреннего уважения и попытка побольше узнать о нем -- человеке, ученом, административном работнике.

-- Как получилось, что Вы выбрали именно медицинский институт?

-- Этот выбор был отнюдь не случайным. В нашей семье 4 поколения медиков. Еще мой дед был земским врачом Петровского уезда. Мои отец, мать, жена, дочь, -- все они медики. Так что уже можно говорить о сложившейся врачебной династии... Хотя справедливости ради нужно признаться, что, окончив школу, я подал документы на химический факультет университета. Потом, правда, передумал и поступил все-таки в медицинский институт. И никогда об этом не жалел.

-- Кого Вы считаете своими учителями?

-- Мне очень повезло в жизни. Еще будучи студентом, я имел возможность общаться с замечательными людьми -- преподавателями нашего института, настоящими учеными. Профессора Л. С. Шварц, А. М. Фой... Тогда мы, студенты, смотрели на них, открыв рот. Теперь я стал старше, но ощущение величины этих фигур от этого нисколько не уменьшилось.

Своим учителем я считаю профессора В. В. Михайлова, заведующего кафедрой патофизиологии, который практически создал эту кафедру и во многом способствовал ее становлению как методического центра и одной из лучших кафедр бывшего СССР.

Тонкостям административной работы меня учил профессор К. И. Бендер -- декан лечебного факультета, с которым мне посчастливилось некоторое время работать, как говорится, „в одной связке“ -- в должности заместителя декана. Очень многое мне дало и общение с академиком Г. Н. Крыжановским -- директором научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии РАМН, который был консультантом по моей докторской диссертации. И, конечно же, настоящими и самыми главными учителями для меня были мои родители, бабушка, которым я очень благодарен.

-- Наш вуз 40 лет назад и сейчас... Что изменилось?

-- Мы изменились, и сравнивать поэтому очень трудно. Было другое время... И сейчас, и раньше были и хорошие, и плохие студенты. Не было, правда, такой „поляризации“, как сейчас. Когда я был студентом, мы все были примерно одинаковыми -- кто-то чуть лучше, кто-то чуть хуже. А сейчас у нас растет число отличников и троечников, хорошистов на их фоне не так уж и много. Это во многом связано, конечно, с изменением форм обучения в университете. Уровень подготовки студентов, обучающихся на коммерческой основе, ниже, чем у их однокурсников, поступивших после прохождения серьезного конкурса на бюджетные места. Но я глубоко убежден, что к ним нельзя относиться как к людям второго сорта. Для нас все студенты должны быть равны. Просто тем, кто слабее, нужно уделять значительно больше внимания.

Если говорить о переменах в вузе вообще -- то перемены эти огромны. Достаточно сказать, что, когда я был студентом, в медицинском институте было всего два факультета -- лечебный и педиатрический. За последние 15 лет у нас появилось 4 новых факультета -- стоматологический, высшего сестринского образования, медико-профилактический, фармацевтический. Из них 2 последних открыты совсем недавно. Сегодня мы с гордостью можем констатировать, что Саратовский медицинский университет готовит специалистов всех медицинских специальностей, и это замечательно.

Естественно, изменились технологии обучения. Появились прекрасные компьютерные классы; мультимедийное сопровождение лекций во многом облегчает работу преподавателя и улучшает качество усвоения студентами новой информации. В последние годы большое внимание в нашем вузе стало уделяться внедрению элективных курсов, появились сквозные программы по многим предметам.

Большой проблемой последнего времени стал уход врачей из медицины. К сожалению, многие выпускники нашего университета не работают по специальности, что порождает дефицит медицинских кадров, особенно в сельской местности. Раньше с этой проблемой успешно справлялась система жесткого распределения выпускников. Несмотря на многие минусы, в этой системе, на мой взгляд, было и много плюсов. По крайней мере, она способствовала обеспечению сельских районов молодыми специалистами.

Мы, как можем, помогаем выпускникам нашего вуза в трудоустройстве. В университете существует студенческое кадровое агентство, которое отслеживает наличие вакантных мест в лечебно-профилактических учреждениях города и области. Большую работу в этом направлении проводят и деканаты. Сейчас активно разрабатывается программа федеральных целевых договоров, которая, надеюсь, скоро будет внедрена и сможет решить проблему дефицита медицинских кадров.

-- Последний вопрос. Как Вам удается работать в таком напряженном ритме?

-- Никаких секретов здесь нет. Я всегда увлекался спортом, физкультурой. Никогда не курил, несмотря на то, что в моей семье курят почти все. Я встаю очень рано, в 4 часа утра. До работы люблю почитать. Раньше, когда у меня была собака, я гулял с ней по полтора часа. Сейчас, правда, когда собаки не стало, никак не могу себя заставить в одиночку проделывать эти утренние прогулки. В воскресенье люблю ездить на дачу, ходить в баню, читать. В общем, здоровый образ жизни помогает поддерживать себя в хорошей форме. Мы же медики, и должны всегда помнить об этом.

Беседовала Е. В. Аленькина,
главный редактор газеты
Фото А. Б. Гаманюка

Copyright © 2001-2004, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ