Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Вечер бардовской песни

Недавно в общежитии № 1 Саратовского государственного медицинского университета состоялся вечер бардовской песни, который проводится уже не в первый раз. Три автора и исполнителя -- И. Мызников (6-й курс лечебного ф-та), А. Задушнова (5-й курс педиатрического ф-та), А. Ушаков (2-й курс медико-профилактического ф-та) -- порадовали собравшихся зрителей своим искусством.

Как писал в своих воспоминаниях Б. Окуджава: „Первоначально авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостояла развлекательной эстрадной песни, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова. Развлекательная песня -- явление музыкальное, авторская -- прежде всего -- литературное. Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека, может быть, трагических, из острых сюжетов, из клокотания души. Из этого родилась, этим и стала известна...“

К бардовским песням можно относиться по-разному. Их можно любить и не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Ибо эти песни всегда заметны, всегда слышимы.

Ответить на вопрос, что такое бардовская песня, на самом деле сложно. Для чего создаются определения? Дело в том, что человеку всегда хочется все классифицировать, упорядочить, разделить на стили и направления: „Вот это -- рок, это -- фолк, это -- авторская песня, а все остальное -- попса“. На самом деле, к музыке (к любой музыке, а не только к той, которую называют „авторской песней“) нельзя подходить так однозначно. И еще, определение -- это то, что понимает под тем или иным словосочетанием большинство людей. При этом всегда найдется человек, для кого мнение других не будет являться определяющим.

И все-таки, бардовская песня -- это не просто песня, это триединство музыки, поэзии и исполнения. В них как бы утверждается свободная, неподцензурная, самостоятельная жизненная позиция, отсюда -- исповедальность жанра, спонтанность, естественность, неотделимость автора от аудитории, атмосфера задушевного разговора, чувство общности, что делает авторскую песню формой духовного общения единомышленников.

Эти песни -- для друзей. В них есть удивительно добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо, потому что есть какая-та особая человеческая надежность в этих песнях.

Удивительно, но факт: иногда философские, порой озорные творения таких классиков жанра бардовской песни, как Городницкий, Визбор, Никитины, не теряют своей актуальности до сих пор. Почему? Да потому, что в нашей жизни всегда останется место тихой, почти интимной интонации. В самом деле, ведь никуда не исчезли любовь, дружба, простые человеческие отношения. И пока они есть, всегда будет звучать простая и проникновенная авторская песня.

В. Н. Николенко,
профессор, декан лечебного факультета

Copyright © 2001-2004, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ