Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Что такое „лучевая диагностика“?

Рентгеновские лучи сразу же после их открытия стали активно внедряться в медицину. В структуре специальностей рентгенология многие годы была одной из ведущих и не относилась к так называемым параклиническим дисциплинам.

Научно-технический прогресс дал медицине, кроме традиционной рентгенологии, ультразвук, затем метод компьютерной томографии (за что была получена Нобелевская премия по медицине), наконец, метод магнитно-резонансной томографии.

Впечатляющий прогресс последних десятилетий резко расширил диагностические возможности, породив в то же время вопрос о быстром и эффективном освоении и использовании указанных методов.

Этот вопрос на Западе давно и радикально решен путем объединения всех вышеперечисленных достижений под флагом рентгенологии. В пользу такого решения, во-первых, общие принципы дешифровки диагностической информации, получаемой от перечисленных методов (совершенно очевидно, что у рентгенологов здесь нет конкурентов); во-вторых, возможность эффективнее решать вопросы целесообразности и очередности применения указанных методов, повышение КПД использования дорогостоящей аппаратуры.

Диагностическая радиология во всем мире -- одна из престижных медицинских профессий. Для того чтобы стать диагностом-радиологом, нужно после окончания института посвятить еще минимум три-четыре года освоению всех разделов рентгенологии, включая при этом обязательную классическую радиологию.

В России же „лучевая диагностика“ как единая специальность фактически не существует, несмотря на то, что в подтверждение согласия с общемировыми тенденциями издан приказ МЗ РСФСР от 2.08.91 № 132. В нем, в частности, говорится о необходимости концентрировать технический и интеллектуальный потенциал различных диагностических служб в единую службу лучевой диагностики, включающую, наряду с традиционной рентгенологией, рентгеновскую компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ), ультразвук (УЗИ), радиоизотопную диагностику, тепловидение, а также рентгеновскую эндоскопию и рентгеновскую хирургию, что, разумеется, требует создания крупных диагностических центров.

Сложившаяся практика, к сожалению, свидетельствует о противоположных тенденциях: все чаще компьютерная, магнитно-резонансная томография, ультразвук и радиоизотопные исследования в организационном плане представляют собой некие обособленные структуры, отделенные от традиционной рентгенологии. В результате значительное число врачей, работающих в этих структурах, не имеет даже первичного рентгенологического образования, а направление на эти исследования практически полностью отдано на откуп лечащим врачам. Отсюда популизм в применении этих, довольно дорогостоящих методов, когда их выбор диктуется не диагностической целесообразностью, а принципом „чего изволите?“, и работа данных подразделений напоминает фотоателье или парикмахерскую.

Именно поэтому молодежь уже не хочет специализироваться по рентгенологии. Ей это и неинтересно, и не выгодно материально. Молодые врача стремятся заняться УЗИ, РКТ и МРТ. УЗИ -- это блестящий метод диагностики, но это только метод, и он ни с каких позиций не может укладываться в рамки самостоятельной дисциплины. Создание отделений РКТ в виде самостоятельных структур привело к тому, что врачи, работающие на этих установках, не имеют даже первичного рентгенологического образования.

Поэтому так низок КПД этих дорогостоящих диагностических технологий, возрастает количество повторных исследований, удлиняются сроки диагностики заболеваний, что ведет к ощутимым экономическим потерям. И такая картина наблюдается в России повсеместно.

Кафедра лучевой диагностики и лучевой терапии -- одна из старейших кафедр в России, на протяжении десятилетий являющаяся единственным на территории Саратова и области методическим и консультационным центром. Большое преимущество ее состоит в том, что она располагается на базе многопрофильной КБ № 3 СГМУ, где, как ни в одной больнице города, сосредоточены практически все методы лучевой диагностики и лучевой терапии. В КБ № 3 СГМУ, на кафедре лучевой диагностики и лучевой терапии, кроме традиционной рентгенологии, представленной 9 рентгенодиагностическими и флюорографическим кабинетом, имеется 6 кабинетов ультразвуковой диагностики, радиоизотопная лаборатория, кабинет компьютерной томографии, радиоизотопная лаборатория, гамма-камера, отделение лучевой терапии. Мы изо всех сил боремся против тенденций разобщения в нашей специальности. И мы надеемся, что с помощью руководства университета подобные тенденции обойдут нас стороной, а дорогостоящая техника будет работать с наибольшим КПД.

В. Н. Приезжева,
доцент, заведующая кафедрой
лучевой диагностики и лучевой терапии

Copyright © 2001-2004, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ