Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








О войне и о победе


Все дальше уходит в прошлое героическая эпопея советского народа -- Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Порой не верится, что с тех пор минуло 60 лет. Однако события того времени никогда не изгладятся из памяти любого фронтовика. Вместе с тем нельзя не заметить, что бурные и противоречивые перемены последних десятилетий внесли существенные перемены в российскую ментальность. „Новым русским“ чужд патриотизм, стойкими носителями которого являются „идейные старики“, прошедшие через горнило войны. В печати встречаются утверждения, будто одним американцам принадлежит заслуга в разгроме фашизма. По мнению министра обороны Сергея Иванова, в СМИ России прослеживается тенденция дегероизации прошлого. Делаются попытки умалить значение Победы, притупить память о подвигах советских людей, особенно комсомольцев и коммунистов. Нынешние школьники не знают о свершениях Матросова, Молодой гвардии, Покрышкина и Кожедуба, генералов Панфилова и Доватора, Ковпака и Собурова.

Поэтому мне хочется поделиться о пережитом на фронтах Великой Отечественной войны.

Известно, что война началась 22 июня 1941 года, а 26 июня с Тамбовского вокзала на фронт отправились к пылавшему в огне Смоленску три эшелона комсомольцев-добровольцев. В одном из них был и я. В вагонах этих поездов были юноши и девушки от 14 до 17 лет. Начиная от Ельца, бомбежка авиацией противника стала ежедневной. Были первые потери. Составы шли медленно, пропуская эшелоны с боевой техникой. Питались в пути преимущественно за счет огородов эвакуированного населения. Здесь впервые познакомились с голодом и вшами. В зону фронтовой полосы прибыли 7 июля (станция Починок, около 15 км от Смоленска).

Нам предстояло сооружать оборонные объекты: противотанковые рвы, эскарпы, окопы. Через две недели мальчики были зачислены в действующую армию, а девочек, кому было меньше 16-ти лет, отправили в тыл или домой.


Я начал воевать в составе 10-го стрелкового полка 45-й стрелковой дивизии 40-й армии (Юго-Западный, затем Брянский фронт) рядовым пехотинцем. До ноября 1941 года мы с тяжелыми боями отходили до рубежа Елец-Старый Оскол.

Но в это время были и радостные события -- ликвидация Ельнинского выступа под руководством генерала армии Г. К. Жукова. А в конце ноября началась успешная битва под Москвой. В наступление перешла и наша 40-я армия. Бои были очень тяжелые, артиллерийская подготовка слабая, не хватало снарядов, авиационное прикрытие отсутствовало, танков не было. Основа успеха -- храбрость солдат, в основном с винтовкой в руках. Одеты слабо, полушубков не было. Питание недостаточное, не редкой среди солдат была „куриная слепота“ на почве авитаминоза. Тем не менее, мы продвинулись на 100 километров вперед, и ценой больших потерь немецкая армия была остановлена до лета 1942 года.

В мае 1942 года, после неудачного наступления войск Юго-Западного фронта под Харьковом, когда основные силы фронта были окружены, начались тяжелые оборонительные бои и нашего Брянского фронта (затем он был разделен на Брянский и Воронежский фронты). 2 июля 1942 года основные части 40-й армии, включая и наш полк, были окружены под Старым Осколом. Окруженные подразделения сосредоточились в лесистых балках северо-западнее этого города. Противник поджег стога соломы и сена вокруг окруженных, и таким образом огненное кольцо четко определило цель для врага. Орудийная и минометная канонада приводила к большим потерям.

Выход из окружения осуществлялся небольшими группами. Я прорвался из кольца вместе с дивизионной разведкой, после чего стали пробираться к Дону, к Воронежу. Многих из нас задержали венгерские жандармы и расстреляли, как партизан. Оставшиеся в живых снова влились в ряды 40-й армии, переформированной и пополненной.

13 января 1943 года, после успешной Сталинградской битвы, перешел в наступление Воронежский фронт, в состав которого входила и наша 40-я армия.

Вначале наступление развивалось успешно. Его направление Старый Оскол-Белгород, Ахтырка в обход Харькова с северо-запада. Однако к концу февраля наступление 40-й армии и Воронежского фронта в целом было приостановлено, а в марте 1943 года фронт понес тяжелое поражение, были оставлены Харьков и Белгород. Отступали в беспорядке, группами. Особенно тяжело пришлось переплывать разлившуюся Ворсклу в одежде.

В марте наша группа была включена в 800-й зенитно-артиллерийский полк 9-й зенитно-артиллерийской дивизии РГК, в составе которой я воевал до Победы в должности санитарного инструктора.

До 5 июля 1943 года наш полк, как и весь воронежский фронт, находился в обороне. А 5 июля началась самая крупная битва второй мировой войны -- на Курской дуге. Мое участие в ней заключалось в выносе раненых с поля боя под огнем противника. За отличие в этом сражении я одним из первых в полку был награжден медалью „За боевые заслуги“.

Курская битва закончилась крупным поражением немцев. Были освобождены Харьков, Белгород, Орел и, по существу, вся левобережная Украина. Наши войска вышли к Днепру. Очень тяжелым и опасным было форсирование Днепра в районе Великого Бутрина и Лютежа. Противник бомбил площадями. Авиация его ходила „по головам“. Здесь я получил первое ранение в левое предплечье и вторую награду -- медаль „За отвагу“.

После освобождения Киева 6 ноября 1943 года наша армия сравнительно быстро продвигалась к государственной границе. Из крупных сражений, в которых участвовал наш полк, следует упомянуть Корсунь-Шевченковское и Яссы-Кишиневское. Но для меня особенно памятной была битва за Будапешт, в которой участвовали 2-й и 3-й Украинские фронты.

Под Будапештом при выносе раненых с поля боя я получил второе ранение, на этот раз в голову. Лечился в госпитале, откуда, почувствовав улучшение, через две недели сбежал в свою часть. Долечивался в медсанчасти полка. Третье тяжелое ранение -- проникающее осколочное в правую половину грудной клетки -- я получил также при выносе раненых с поля боя под Веной. Демобилизовался досрочно, по ранениям, в конце ноября 1944 года, а Победу встретил в госпитале, долечиваясь после ранения в грудь.

За отличие в боях под Веной и Будапештом награжден двумя орденами: Красной Звезды и Славы Ш степени, а после войны орденом Отечественной войны I степени.

П. И. Писклаков,
участник и ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ветеран труда, доцент

Copyright © 2001-2005, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ