Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Создание внутривузовской системы управления качеством образования в СГМУ: первые шаги на длинном пути

Мы живем в то время, когда стремительно меняются взгляды на высшее образование и его качество. Удовлетворение потребности государства и общества в образованных гражданах -- ведущая цель государственной образовательной политики, которая закреплена в одобренной Правительством России Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Стержневая ее задача сформулирована как обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Что же обеспечит успех в решении этой задачи? Высокое качество образования создается людьми и для людей. Современные концепции качества высшего образования подчеркивают его многоаспектный, многомерный, многомодельный характер. Качество образования -- это комплекс характеристик профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития медицины, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности. Качество образования характеризует не только результат образовательной деятельности -- свойства специалиста -- выпускника высшего учебного заведения, но и факторы формирования этого результата. К ним относятся:

  • качество цели образования (какой ее видят органы управления образованием, преподаватели и студенты);
  • качество потенциала образования (ресурсов и условий их использования);
  • качество организационно-правового обеспечения образования;
  • качество студента и студенческой группы;
  • качество преподавательского состава и работы преподавателей;
  • качество материально-технического обеспечения учебного процесса;
  • качество информационного (библиографического) и методического обеспечения;
  • качество образовательной программы и технологии образования;
  • качество воспитательной работы в вузе.

Образование нуждается в системе управления качеством, которую должен иметь каждый вуз. Такая система невозможна без современной комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Чем точнее построена оценка и полнее учитываются характеристики, тем более успешным может быть управление качеством образования. Для объективной оценки качества результатов образовательных услуг вуза, кроме оценки степени соответствия результатов процесса предъявляемым требованиям, необходимо иметь также и заключение о том, каково качество самого процесса предоставления этих услуг, т.е. насколько он совершенен, упорядочен, организован, устойчив, обеспечен, нацелен на предотвращение появления отклонений, несоответствий и т. д. Таким образом, качество результатов деятельности вуза должно обеспечиваться через управление качеством их основных рабочих процессов. Мерой качества таких процессов обычно является степень гарантии того, что оказанная образовательная или научно-исследовательская услуга будет в точности соответствовать требованиям потребителя. Наличие в вузе системы менеджмента качества, построенной на принципах Всеобщего менеджмента качества (TQM) и процессно-ориентированного подхода в рамках требований и рекомендаций стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9001-2001, станет гарантией того, что предоставляемые образовательные и научно-исследовательские услуги будут в точности соответствовать требованиям потребителя, и, соответственно, позволит поддержать и укрепить стратегическую позицию вуза.

В целях разработки, документирования, внедрения и поддержки системы менеджмента в СГМУ создано Управление контроля качества (УККО). Стержневым направлением развития университета УККО считает гарантию качества во всех сферах деятельности университета и выполнение миссии СГМУ, заключающейся в обеспечении гражданам возможности получения качественных образовательных услуг, повышении образовательного и культурного уровня общества, сохранении и совершенствовании его интеллектуального потенциала, а также удовлетворении потребностей государства и общества в гармонично развитых высококвалифицированных специалистах для наукоемких перспективных отраслей медицины. В настоящее время миссия СГМУ обсуждается коллективом сотрудников на кафедральных конференциях. Утверждение миссии -- это заявление университета о своем предназначении, роли и ответственности перед личностью, обществом и государством. В этом заявлении коллектив университета отвечает на вопрос: „Кто мы, для кого мы и каковы наши цели?“ На основании выбранной миссии на следующем этапе будут сформулированы основные направления стратегического развития вуза в области качества образования.

Ю. В. Черненков,
профессор, начальник управления
контроля качества образования

Copyright © 2001-2005, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ