Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Духовное воспитание личности будущего врача

Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей душой
И не считайте за чужого,
Какой бы ни был он чужой.
И обнадежив безнадежность,
Все возлюбя и все простив,
Такую проявите нежность,
Чтоб умирающий стал жив.

И. Северянин

Почему в последнее время мы говорим о духовном воспитании наших учащихся? Может быть, потому, что очень активно нас стали вовлекать в разного рода нововведения, программы, эксперименты. Однако всегда следует помнить, что за каждым таким экспериментом стоит человек. Работа в системе факультета довузовского образования Саратовского государственного медицинского университета -- это всегда процесс емкий: обучение, воспитание и приобщение к научной работе. На этом триединстве и формируется личность будущего врача.

Духовное воспитание -- это прежде всего ориентация на общечеловеческие ценности, на национальные традиции. Преподаватели, работающие в системе факультета довузовского образования, стремятся воспитать у учеников чуткость к глобальным общечеловеческим проблемам, уважительное и участливое отношение к делам и заботам близких, родных и живущих рядом людей; дать ученикам не только хорошие знания по всем предметам, но и пробудить в них гордость за успехи врачей-земляков; воспитать в каждом ученике чувство гордости от приобщения к саратовской медицинской семье.

Когда преподаватели факультета довузовского образования приезжают в учебные заведения Саратовской области и других областей, то особенно остро чувствуется, что возрождение просвещенной России должно и может начинаться с провинции. Именно здесь в молодежи ощущается огромный потенциал, нравственная сила и духовная мощь. Здесь живы многие традиции, и школа остается, пожалуй, одним из немногих мест, где говорят о вечных нравственных ценностях. И хотя произошедшие изменения в преподавании и статусе филологических дисциплин не вызывают оптимизма у учителей и родителей, преподаватели-словесники факультета довузовского образования продолжают „сеять разумное, доброе, вечное“, доказывая, что „слово -- это великое дело“.

Милосердие, сострадание, душевная чуткость и доброта -- без этих национальных качеств немыслим будущий врач. Как воспитать в детях все эти качества? Куда мы можем обращаться за помощью? Неиссякаемыми источниками духовности, нравственными началами для нас являются отечественная литература, русский язык, наше многонациональное искусство, богатая история, вера и, конечно, люди, живущие рядом с нами.

Для многих средних учебных заведений, сотрудничающих с Саратовским государственным медицинским университетом, характерно выделение в содержании и организации воспитательного процесса доминанты -- приоритетного вида или направления в многогранном сотрудничестве детей и взрослых, на основе которой формируется уникальность учебного заведения, („лицо“ школы, лицея, гимназии). Причем стержень этот диктуется самобытностью региона. Бесталанных мест на Руси не было, нет и не будет. Каждый край обладает богатым культурным наследием, истоками, которые продолжают питать молодые умы, сердца и души наших учеников.

В гимназии № 1 г. Брянска воспитание будущих врачей строится на богатом краеведческом материале. С какой гордостью дети говорят: „Когда мы участвовали в Куликовской битве...“! Брянск -- древний город с более чем тысячелетней историей, родина Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого. В годы Великой Отечественной войны -- город партизанской славы. Во все времена Брянск -- древнейший центр православия.

В средней школе № 3 г. Пугачева воспитательная работа опирается сочетание православных и светских традиций. В XVIII веке иргизские монастыри, основанные раскольниками, были духовным центром старообрядцев. Историко-литературные традиции очень сильны: г. Пугачев -- родина А. Н. Толстого, здесь в разные годы развивалось пугачевское движение, жил В. И. Чапаев. В школе идет работа над проектами: „Собирая доброе основание для будущего“, „Путь к возрождению“, „Портрет основателя знаменитой династии купцов и меценатов М. Т. Мальцева“. Учащиеся с увлечением занимаются поисковой работой.

Пенза -- это земля, богатая своими литературными традициями. Здесь жили и творили М. Ю. Лермонтов и А. И. Куприн, В. Г. Белинский и И. А. Крылов. В средней школе № 10 г. Сердобска Пензенской области воспитательная работа опирается и на изучение литературы, и на православные традиции, и на примеры реальных людей, которые являются образцами человечности и духовности. Один из них -- хирург Г. И. Волосов, живший в начале XX века. В собственном доме он основал больницу, которая существует по сей день.

В средней школе № 8 г. Новоузенска филолог С. Е. Гузенкова плодотворно занимается со своими воспитанниками научно-исследовательской работой. „Гуманизм профессии врача“ (по роману Б. Пастернака „Доктор Живаго“), „Медицина в жизни и творчестве А. П. Чехова“ -- вот лишь некоторые темы исследований. Работа Кристины Видманкиной, ныне студентки 1-го курса лечебного факультета СГМУ, „Эволюция темы врачебного долга в творчестве М. А. Булгакова“ заняла 1-е место в конкурсе на конференции студентов и молодых ученых СГМУ в 2005 году.

Именно литература, язык, история, культура родного края являются богатейшими источниками духовного воспитания. Русский врач всегда являлся образцом высокой культуры и нравственности. Не будем утрачивать эти традиции, заботясь о здоровье нации.

Е. В. Наумова,
доцент кафедры русской и классической филологии,
методист факультета довузовского образования

Copyright © 2001-2006, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ