Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








1 октября — день пожилого человека

Некоторые аспекты психологии старения

Старение личности может быть двояким. С одной стороны, старость отождествляется с мудростью, опытом, выдержкой, эрудицией, пониманием, терпением. Слова „сенат“ и „старость“ имеют общий латинский корень. Известны многие величайшие творения человечества, совершенные в позднем возрасте, — труды Менделеева, Гете, Л. Толстого, Милликена, Сервантеса и других.

Среди проблем старости чисто медицинские проблемы составляют лишь 16 %. Остальные проблемы — психологические и социальные. Врач, занимающийся лечением пожилых больных, не может оставаться безучастным к психологическим проблемам своих пациентов, тем более что от успешного их решения во многом зависит и эффективность терапевтического лечения.

Для пожилого человека с каждым прожитым днем все больше остается в прошлом, все меньше возможностей и перспектив развития. Не каждый стареющий человек может легко с этим смириться, тем более что разделение старых и взрослых людей тоже достаточно условно.

Особенность психологии старения в том, что всю нашу жизнь мы считаем действительно старыми не себя, а тех, кто старше нас. „Сорок лет — старость юности, пятьдесят лет — юность старости“, — писал В. Гюго. Но сокращение во времени „мира старости“, возможно, ничуть не лучше сокращения „мира детства“ за счет раннего взросления. Стремление „молодиться“ связано не только с экономическими и социальными проблемами (поиск работы, сохранение рабочего места), но и с неумением стариться.

Самарский хирург проф. Г. Л. Ратнер, рассуждая о психологии пожилого больного, выделил несколько психологических типов пожилых пациентов, обращающихся к врачу. К первой группе он отнес людей, утративших жизненные ориентиры, доживающих свои дни как придется.

Ко второй группе относятся старые люди, имеющие пристанище, но не пользующиеся уважением окружающих. Они часто бывают нечистоплотными, болтливыми, ворчливыми. Одинокие, они пытаются найти сочувствие у окружающих, но из-за своего характера, ограниченности интересов отклика не находят, а то и подвергаются насмешкам. Для такого человека попасть к врачу — праздник.

Третью группу пожилых пациентов составляют люди, сохранившие достоинство и независимость. Среди них встречаются и диктаторы, которые держат в узде всю семью.

К четвертой группе относятся так называемые баловни судьбы. Чаще это бывают мужчины. В семье они окружены почетом и вниманием, у них нет никаких обязанностей, за их здоровьем внимательно следят. Одни из них воспринимают это как должное и начинают третировать всех членов семьи, другие — благодарно принимают такое отношение, стараются быть полезными.

Наконец, есть люди, никак не желающие стареть и признавать себя стариками. Они пытаются отстать от своего поколения, остаться в более молодом возрасте, и иногда им это удается. Рассказы о тихой мудрой старости их не прельщают.

Таким образом, психологические проявления старения могут быть многообразными, но можно выделить ряд общих черт, присущих большинству старых людей.

Для мужчин с переходом в поздновозрастную группу характерно пассивное отношение к жизни, отчуждение от окружающих, сужение круга интересов, часто чувство неуважения к себе, ненужности. У мужчин сильнее выражаются деструктивные последствия личности: алкоголизм, потеря интереса к жизни, ранняя смертность, более сильное влияние стереотипа „старости“, гендерных стереотипов о маскулинности-феминности и традиционных мужских и женских ролях. Приверженность стереотипным моделям поведения не способствует выработке у них новых поведенческих тактик в повседневной жизни.

Женщины легче, чем мужчины, адаптируются к переходу в поздновозрастную группу, что определяется также существованием гендерных, половых стереотипов в обществе. Женщины более активно, чем раньше, начинают исполнять роль домашней хозяйки, не испытывая при этом дискомфорта. Эта тенденция характерна для женщин разных стран. У женщин пожилого возраста можно отметить более оптимистичный настрой в отношении будущего.

Таким образом, половые различия являются важными факторами и условиями социально-психологической трансформации личности в пожилом возрасте.

Высокая распространенность сосудистых заболеваний головного мозга, опосредованных артериальной гипертензией и/или церебральным атеросклерозом среди лиц пожилого и старческого возраста, привела к тому, что психоличностные нарушения при этих состояниях часто рассматривают как неотъемлемый атрибут старения, суть психологии позднего возраста.

Характерной особенностью начального цереброатеросклероза является шаржирование прежних черт личности. Черты характера, присущие человеку во взрослом возрасте, в старости приобретают гипертрофированное звучание: аккуратность превращается в педантичность, бережливость — в скупость, щедрость — в расточительность и т.д. Иными словами, то, что К. Шнейдер образно назвал „карикатурным изображением личности“. По мере развития заболевания все более отчетливо выявляются нарушения памяти и снижение работоспособности.

Очень важный социальный фактор психологического старения — выход на пенсию. Давно замечено: чем дольше человек работает, тем эффективнее действует его организм. Жизнь человека в очень большой мере зависит от задач, которые поставили перед ним его собственные интеллектуальные, творческие или семейные интересы и коллективные интересы, от того, работает ли он или остался не у дел. Работа помогает ощущать осмысленность жизни. Существуют свидетельства, доказывающие, что, если пожилые люди продолжают работать, это повышает оценку ими своего здоровья, интеллектуальных функций и удовлетворенности жизнью.

Работа задает образец привычной деятельности и в этом смысле является источником стабильности. Рабочее место и профессия создают основу для взаимодействий с другими людьми. Со временем между сослуживцами устанавливаются связи, которые сами по себе становятся источником смысла в жизни человека.

Экономическая выгода работы также может быть важной для пожилых людей. Многие из них, имея право выйти на пенсию, обнаруживают, что не могут себе этого позволить по финансовым основаниям. Они должны работать, чтобы поддерживать тот уровень жизни, к которому привыкли. Для самооценки некоторых людей может быть важен сам факт, что они зарабатывают деньги.

Одиночество — состояние, свойственное подавляющему большинству людей, особенно в пожилом возрасте. В западных странах пожилые люди тоже зачастую страдают от одиночества, доживая свой век в собственных домах или прекрасно обустроенных пансионатах для престарелых. Но они хотя бы готовили себя к такой старости, традиционно дистанцируясь от взрослых детей и внуков, чего скажешь о российских стариках, многие из которых свою жизнь не мыслили без семьи, без трудового коллектива, считая себя „существом общественным“.

Фундаментальные психологические основы поведения людей с течением времени в основном не меняются, однако социальное „я“ человека может меняться. „Возраст — тиран, который повелевает“, — писал Э. Делакруа. Его воле подвержен человек, и прежде всего его психика. Заканчивая свои размышления, мы хотим привести слова Гете:  Хороший нрав у юных лет: чего ни попросишь — отказа нет, и в дружбе с ним, без всякой опаски, мы можем прожить, как в волшебной сказке. Но вдруг характер меняют года. Глядишь — сварливейшие господа: взаймы не дают, без конца укоряют и все, что давали, назад отбирают.

Т. П. Денисова,
профессор, заведующая кафедрой геронтологии и гериатрии

Copyright © 2001-2006, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ