Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Дивали


Любая страна мира богата своими традициями и обычаями. Исключением не стала и Индия — родина большинства иностранных студентов, обучающихся в Саратовском государственном медицинском университете. 24 октября в общежитии № 3 СГМУ студенты-индийцы праздновали самый значимый и популярный праздник своей страны — Дивали. Здесь, в стенах университетского общежития, индийцы воссоздали всю присущую этому празднованию торжественную атмосферу.

Дивали (или Дипавали) переводится с санскрита как „ряд огней“. По приданию, во время фестиваля огней индийцы зажигают повсюду масляные лампы, чтобы прогнать силы тьмы. И точно, светильники и гирлянды украшали коридоры и комнаты общежития — второго дома студентов, символизируя торжество добра и мудрости.

Уважая национальную культуру стран, студенты которых обучаются в СГМУ, администрация университета объявила день празднования Дивали выходным для студентов. Силами индийских студентов был подготовлен праздничный концерт, в котором учащиеся выступили с национальными танцами и хвалебными песнями в честь своих богов перед многочисленными зрителями — сотрудниками деканата по работе с иностранными студентами, преподавателями кафедр СГМУ и студентами из других стран. После окончания концерта состоялась дискотека, в которой могли принять участие все желающие.

Индийский фестиваль Дивали длится пять дней, и каждый из них посвящен почитанию определенного бога или богини. Первый день индийцы чествуют Лакшми — богиню богатства и процветания. Надо сказать, что индийская культура, в отличие от христианской, не относится к материальному благополучию подозрительно. Богатый человек считается любимцем богов, которые наградили его за правильно прожитую прошлую жизнь. Поэтому Лакшми здесь в большом почете, особенно среди тех, чья карьера напрямую связана с финансами. Дивали, кстати, знаменует конец финансового года — именно в это время принято подводить итоги, составлять отчеты и заводить новые бухгалтерские книги и календари. Чтобы весь следующий год был удачным, книги эти благословляют на особой церемонии. Офисы и „прилегающие территории“ косметически ремонтируют и украшают (кстати, цены на ремонт накануне Дивали подскакивают чуть ли не вдвое). Особенно внимательно относятся к обустройству входа — он обязан быть нарядным и ярко освещенным, чтобы Лакшми было приятно войти в помещение. Обозначая ее посещение, у двери и во всех комнатах рисовой мукой рисуют следы маленьких ножек. Еще в этот день принято покупать золотые или серебряные украшения (особенно чтят традицию женщины), чтобы весь год жить в довольстве. В крайнем случае, можно приобрести только металлическую посуду — символ благосостояния. Вечером все совершают особый обряд — „пуджу“, поют хвалебные песни в честь Лакшми и предлагают ей традиционные сладости.

В деревнях крестьяне наряжают скот, поскольку именно он является здесь главным источником и символом богатства. На юге в особом почете коровы, к которым в этот день относятся с особым благоговением, ибо они считаются воплощением самой Лакшми.

Второй день Дивали носит имя Наркачатурдаши. Он посвящен памяти об одном знаменательном событии: в древности царь демонов Наракашур после победы над богом Индрой похитил серьги Адити, богини-матери, и заключил дочерей богов в свой гарем. Накануне дня, который теперь стал праздником Наркачатурдаши, Кришна одолел демона, освободил узниц и изъял серьги. Рано утром Кришна вернулся домой, где женщины омыли тело победителя от грязи и сделали ему массаж с ароматическими маслами. С тех пор в этот день принято еще до восхода принимать ванну.

Третий день — это Балипратипада. Обычаи этого праздника также служат напоминанием об одной мифологической истории. В Древней Индии жил знаменитый царь по имени Бали, который игнорировал священные Веды и был замечен во многих злоупотреблениях. Однако у Бали было одно прекрасное качество — он был щедр к просящим и давал от всего сердца. Вишну решил наказать царя за его образ жизни: приняв облик маленького мальчика, он пришел к Бали в качестве просителя. Царь, не привыкший отказывать, обещал уважить просьбу нищего: тот всего-то попросил дать ему столько земли, сколько он сможет отмерить тремя шагами. В тот же момент Вишну превратился в себя самого — всемогущего. Первый шаг его покрыл все небеса, второй — всю землю. После этого он спросил Бали, куда ему теперь ставить ногу — ведь в запасе оставался еще один шаг. Царю пришлось подставить Вишне свою голову, на которую тот наступил, низвергнув Бали в нижний мир. Но, отдавая дань щедрости побежденного, бог подарил ему лампу знания и позволил раз в год возвращаться на землю, зажигая там миллионы светильников. Эти огни призваны разогнать мглу невежества, распространяя вокруг сияние любви и мудрости.

Четвертый день называется Падва или Варшапратипада, и он посвящен чудесному спасению народа Гокула. В древности люди этой местности привыкли ежегодно устраивать праздник в честь бога Индры, но однажды Кришна убедил их отказаться от этой традиции. Индра разгневался на отступников и наслал на Гокул ужасный ливень, грозивший затопить весь город. Однако Кришна не забыл о своих подопечных и спас их от гибели: он приподнял гору Говардхан и сделал из нее подобие гигантского зонтика, под которым спрятались люди. В память об этом избавлении, на четвертый день Дивали жители некоторых областей Индии строят из подручного материала небольшие курганы, украшают их цветами и молятся им. Во многих храмах существует обычай омывать в этот праздник статуи богов молоком, одевать их в роскошные одежды и украшать драгоценностями. После молитвы перед фигурами насыпают горку из традиционных индийских сладостей.

Пятый и последний день Дивали — это время, когда братья ходят в гости к сестрам в память о том, как Яма, бог смерти, посетил свою сестру Ями. Он украсила его цветочной гирляндой, вкусно угостила и порадовала приятной беседой. При расставании Ями вручила брату самодельный подарок, в знак своей любви. Яма остался очень доволен и учредил новую традицию: каждому, кто в этот день придет в гости к своей сестре и получит от нее подарок, будет счастье. Так что пятый день Дивали — это символ теплых отношений между братьями и сестрами и пора визитов.

Необходимо отметить, что в разных областях Индии праздник Дивали может быть посвящен разным богам. Например, для северной Индии этот день — фестиваль в честь возвращения бога Рамы домой через 14 лет добровольной ссылки после победы над Раваной, десятиглавым царем демонов, похитившим его жену Ситу. На юге Индии в дни Дивали почитают Кришну, а на востоке — Кали, грозную богиню силы. Однако для всего народа Дивали — это символ торжества света, любви, добра и мудрости. В этот период забываются обиды и распри, назначаются встречи, укрепляются дружеские и родственные отношения. Так что мир становится намного светлее не только благодаря иллюминации.

И. В. Терентьев,
заместитель декана по работе с иностранными студентами

Copyright © 2001-2006, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ