Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Кафедра поликлинической педиатрии и неонатологии в современных условиях реформирования здравоохранения

(Окончание. Начало в № 10 (75) ноябрь 2006 г.)

Основными научными направлениями деятельности кафедры, возглавляемой проф. Ю. В. Черненковым, в настоящее время являются профилактика и реабилитация нарушений психофизиологического развития детей и подростков с наиболее распространенной соматической патологией, создание и апробации на региональном уровне новых саногенетических механизмов школьной образовательной среды в условиях проведения школьного эксперимента.

В последнее время школьная медицина стала все больше привлекать внимание не только педиатров, но и учителей, так как здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16—17 лет этой средой является школа, так как более 70 % его бодрствования связано со школой. Кафедра принимала участие в программе федерального эксперимента, реформирования среднего образования. Сотрудниками кафедры осуществлялись выезды в Саратовскую область, где проводились профилактические осмотры школьников. Результаты трехлетней работы кафедры были доложены на научно-практической конференции, проведенной министерством образования Саратовской области. Для медицинских работников школ, принявших участие в эксперименте, были разработаны программы реабилитации детей непосредственно в школе. В настоящее время кафедра проводит работу на базе одной из школ города в рамках региональной программы „Организация здоровья сбережения в школе“. На основании полученных результатов планируется подготовить методические материалы для работников образовательной сферы по вопросам формирования ценности здоровья и здорового образа жизни школьников Саратова.

Лечебная работа сотрудников кафедры включает в себя консультации детей с различными хроническими заболеваниями. Особенно пристальное внимание уделяется детям-инвалидам, для них кафедральными работниками составляются индивидуальные программы реабилитации, направленные не только на лечение основного заболевания, но и на коррекцию психологического состояния. В течение ряда лет сотрудниками кафедры на базе педиатрического дневного стационара п/о МСЧ „Корпус“ проводилась медико-психолого-социальная и педагогическая коррекция состояния больных с хроническими соматическими заболеваниями, включающая музыкотерапию, арт-гешштаттерапию, компьютерные релаксационные программы.

Сотрудниками кафедры совместно с заведующими педиатрическими отделениями как в поликлинике, так и на дому у пациентов проводятся консилиумы по лечению тяжелобольных детей с неясным диагнозом. Сотрудники кафедры постоянно консультируют детей раннего возраста во всех базовых поликлиниках, участвуют во врачебных комиссиях, во время которых определяется состояние здоровья, составляются программы реабилитации новорожденных и детей первого года жизни.

На базе детской поликлиники п/о МСЧ „Корпус“ была создана астма-школа, для которой подготовлено все методическое обеспечение, включая компьютерные программы и программы психологической реабилитации. Отдельно был выделен блок занятий для подростков не только с бронхиальной астмой, но и другими заболеваниями органов дыхания. Большое внимание на этих занятиях уделялось профилактике табакокурения и других вредных привычек. Постепенно астма-школа переросла в клуб респираторного здоровья.

В 8-й детской поликлинике при непосредственном участии заведующего кафедрой проф. Ю. В. Черненкова организована гастро-школа.

На кафедре проводится большая методическая работа: созданы учебно-методические пособия по диспансерному наблюдению и реабилитации детей с наиболее часто встречающейся патологией, пособия для врачей школ и детских садов, врачей-неонатологов. За время существования кафедры было опубликовано более ста работ по актуальным проблемам педиатрии.

Основная деятельность кафедры связана с учебным процессом. На кафедре обучаются студенты 6-го курса педиатрического факультета, с 2005 года начали обучаться студенты 4-го курса.

Реформирование здравоохранения, выполнение национальной программы по развитию здравоохранения требует от кафедры подготовки высококвалифицированных участковых врачей-педиатров, которые хорошо ориентируются в вопросах ранней диагностики функциональных отклонений и хронических заболеваний, в проведении диспансерного наблюдения в условиях поликлиники, реабилитации и восстановительном лечении с использованием дневных стационаров. В связи с повышением заработной платы участковым врачам-педиатрам эта специальность стала востребованной, и выпускнику педиатрического факультета необходимы знания по профилактической работе в поликлинике.

Кафедра отвечает за проведение летней производственной практики у студентов 5-го курса „Помощник врача-педиатра в первичном звене здравоохранения“. В условиях проводимой в настоящее время реформы здравоохранения приоритетным является оказание медицинской помощи в амбулаторно-поликлиническом звене. Как предполагается, большее внимание будет уделяться первичной профилактике заболеваний, а также качеству оказания медицинской помощи в поликлинике. По этим показателям будут судить о квалификации врача-педиатра, поэтому большое значение имеет получение студентами практических навыков врача-педиатра детской поликлиники (участкового врача). В 2004 г. сотрудниками кафедры было создано новое методическое пособие для проведения практики, в котором были отражены новые подходы к овладению практическими навыками. Во время летней производственной практики студенты впервые знакомятся с принципами работы детской поликлиники. Основное внимание при этом уделяется профилактическому и лечебно-диагностическому разделам работы врача-педиатра, а также изучению медицинской документации, оформляемой в поликлиниках по системе обязательного медицинского страхования.

Во время самостоятельной практической работы наибольший интерес у студентов вызывает профилактическая работа: осмотры здоровых детей, комплексная оценка состояния здоровья в условиях поликлиники, патронажи к новорожденным и детям первого года жизни. Студенты получают навыки самостоятельной работы, особенно по общению с детьми раннего возраста и их родителями. На практике отрабатываются основы этики и деонтологии врача-педиатра. Во время практических занятий на 6-м курсе студенты совершенствуют умения и навыки участкового врача-педиатра, а также знакомятся с работой врача в организованных коллективах — доме ребенка, детском саду, школе, с организацией службы скорой и неотложной помощи.

В течение ряда лет кафедра работает на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров. Проводятся занятия с врачами общей практики по разделу поликлинической педиатрии. Для этих занятий была разработана специальная программа, предусматривающая подготовку врача по основным разделам профилактической и лечебной деятельности. Особое внимание уделяется вопросам первичной профилактики, диспансерного наблюдения за здоровыми детьми, формирования здорового образа жизни семьи, с соблюдением режима дня и рационального питания, проведением комплекса гигиенических и закаливающих мероприятий, современных технологий профилактики заболеваемости детей; методам вторичной профилактики заболеваний, включая базисную терапию хронических заболеваний, методы реабилитации и восстановительного лечения в условиях поликлиники.

Постоянно проводятся циклы тематического усовершенствования с учетом потребностей практического здравоохранения. Так, на кафедре проводилось обучение врачей по актуальным вопросам подростковой медицины, организации медико-профилактической помощи в организованных детских коллективах и школах. Кафедра постоянно осуществляет организационно-методическую помощь поликлиникам не только города, но и всей области. Сотрудники кафедры на протяжении ряда лет являются внештатными сотрудниками министерства здравоохранения и социального развития Саратовской области, городского комитета здравоохранения и участвуют в заседаниях по проблемам младенческой смертности. Кафедра участвовала в составлении региональных стандартов оказания медицинской помощи детям в амбулаторно-поликлинических условиях. Сейчас начата работа по оценке качества оказания медицинской помощи детскому населению Саратовской области.

Таким образом, научно-исследовательская работа кафедры, проводимая в области перинатологии для разработки программ, направленных на снижение младенческой смертности, реабилитацию новорожденных детей с отклонениями в состоянии здоровья, создание и апробацию на региональном уровне новых саногенетических механизмов школьной образовательной среды в условиях проведения школьного эксперимента, отвечает требованиям, предъявляемым к здравоохранению в условиях его реформирования. Работа кафедры поликлинической педиатрии и неонатологии востребована органами практического здравоохранения всех уровней — от поликлиники до министерства здравоохранения Саратовской области.

Ю. В. Черненков,
профессор, заведующий кафедрой
поликлинической педиатрии и неонаталогии

Copyright © 2001-2006, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ