Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Профессия — врач. Почему?


В конце 2006 года кафедра русского языка как иностранного провела развернутое анкетирование иностранных студентов, посвященное актуальным проблемам мотива выбора профессии врача. Анкета была подготовлена кафедрой клинической иммунологии и аллергологии (заведующая кафедрой проф. Н. Г. Астафьева) на основе социологических разработок медицинских вузов России. Цель опроса — формирование „социопсихологического портрета“ студента медвуза и, в частности, выяснение установок инокультурного студента на овладение профессией врача (в перспективе — в сравнении с установками русских). Подобное исследование может помочь преподавателям медицинских вузов, работающим с иностранцами, организовать учебную и воспитательную работу, усилив мотивационные установки ценностной системы конкретной студенческой аудитории. В анкетировании приняли участие 70 человек (студенты 1—4-х курсов отделений, обучающихся на русском и английском языках).

Результаты, полученные при анализе анкет, весьма интересны и в чем-то поучительны. Безусловно, делать обобщающие выводы можно будет только тогда, когда появится возможность сравнить результаты такой же анкеты у русских студентов-медиков. Но и теперь социологи и психологи могут анализировать своеобразный срез мотивировочных признаков будущих врачей из разных стран мира, обучающихся в СГМУ. Например, довольно распространенное мнение о престижности профессии врача нашло подтверждение лишь у 2,9 % респондентов. Решающим мотивом выбора профессии врача у 50 % опрошенных стал интерес к выбранной специальности, у 8 % — возможность заботиться о здоровье своих близких, выбор 1,5 % обусловила семейная традиция, а 8 % мечтали совершенно о другой карьере, но вынуждены были уступить воле родителей.

Удручающими стали ответы на вопросы о профессиональном и личностном росте: лишь 14,2 % студентов систематически занимаются самообразованием, 44 % занимаются этим лишь в свободное время, а 28,5 % не занимаются самообразованием вообще! При этом можно было бы предположить, что если студенты не работают над собой, то они хотя бы с пользой для здоровья и настроения проводят свое свободное время. Увы! 60 % анкетируемых предпочитают проводить время дома у телевизора или компьютера, и лишь 11,5 % посвящают свободное время прогулкам на свежем воздухе и занятиям спортом. Интересно также, что 32,8 % иностранных студентов уже сейчас задумываются о получении второго высшего образования — юридического или экономического.


Студентам также был предложен вопрос о моральном аспекте их профессии: в каких случаях врач не имеет права требовать с пациента материального вознаграждения за свои услуги? 34 % ответили, что в случае официально бесплатного предоставления помощи; 17,5 % — в случае экстренной медицинской помощи; 14,2 % — в случае оказания помощи смертельно больному человеку; 22,8 % — в случае оказания помощи инвалидам; 15,7 % — при оказании помощи малоимущим. Полученные результаты послужили стимулом для выбора темы учебно-практической конференции иностранных студентов весной 2007 года: „Проблемы милосердия в условиях информационного общества ХХI века: общегуманитарные и медицинские аспекты“. Кафедра русского языка как иностранного приглашает к участию в подготовке конференции преподавателей гуманитарных кафедр СГМУ, будем благодарны за любую помощь!

Л. П. Прокофьева,
доцент, заведующая кафедрой „Русский как иностранный“
Н. П. Сидорина,
преподаватель

Из студенческих анкет:

Я хочу эту профессию, потому что врач — второй Бог. Я хочу помогать бедным людям. У всех есть выходной день, а у врачей нет, так как они работают и днем и ночью.

Паннир Селвам Хемаватхи,
студентка 3-го курса, Еnglish-media

Врач — это не только уважаемая и благородная профессия, но очень трудная и ответственная. Мое будущее сейчас только в моих руках, но оно не придет само. Для этого нужно очень много работать. И я хочу, чтобы мои родители могли гордиться мной!

Пател Сагар Амрутлал,
студент 2-го курса, Еnglish-media

Я выбрал эту профессию, потому что каждая болезнь, с которой любой пациент может прийти ко мне, для меня это вызов, а врачу очень интересно понять загадки болезни, принять вызов и победить!

Джатин Трилок Кукреджа,
студент 3-го курса, Еnglish-media

В больнице я видела много бедных людей, у которых нет денег: они испытывали страдания и нуждались в хорошей медицинской помощи. Если я буду врачом, я буду помогать им, и верю, что Бог поможет мне в этом!

Сундарам Ситха Лакшми,
студентка 2-го курса, Еnglish-media

Я выбрала профессию врача, потому что хочу, чтобы моя нация была здорова и процветала, потому что хочу облегчить страдания больных, нуждающихся людей, чтобы не было по отношению к больным людям никакой дискриминации. Моей вдохновительницей была мама: когда она болела, нам было трудно найти хорошего врача, и я решила сама научиться лечить своих близких!

Саид Самира Хасан,
студентка 4-го курса, Russian-media

Copyright © 2001—2007, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ