Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Без прошлого нет будущего...


„Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла“.
Н. В. Гоголь

Завершается Год русского языка и юбилейный год памяти А. С. Пушкина. С тревогой задумываешься о судьбе русской культуры, литературы, языка... Нелегкая судьба. Но есть что-то, на что мы, русские люди, опираемся в тяжелые времена, во времена великих свершений. Дух, духовность, душевность русская. Это ни за какие деньги не купишь. Можно только впитать с молоком матери, почерпнуть из великой литературы нашей. Язык передает всю эту глубину. Подводя итоги уходящего года, размышляя о судьбе русского языка и русской литературы, хочется рассказать об одной поездке по линии факультета довузовского образования.


В феврале этого года преподаватели факультета довузовского образования побывали в Пугачеве. Два имени сопровождали нас в этой поездке — имя Александра Сергеевича Пушкина и имя Василия Ивановича Чапаева. И в эти дни исполнялось 120 лет со дня рождения В. И.Чапаева и 170 лет со дня гибели А. С. Пушкина. Две исторических личности. Разные люди из разных эпох. Но оба — наша история. Наши корни, без уважения и принятия которых нет будущего. Обращение к прошлому — настоятельная потребность прикоснуться к родным истокам. В них мы черпаем духовную силу, узнаем родную душу... Узнаем себя и понимаем...будущее.

В 50 километрах от города Пугачева есть небольшое село Клинцовка. Обычное село, каких много в России. Одним словом, глубинка. Но при знакомстве с людьми, живущими там, понимаешь, что Россия жива, сильна своей духовностью, мощными историческими корнями, истоками, которые питают молодые сердца. Центром жизни сельчан является клинцовская средняя школа, куда мы приехали с удивительным человеком — собирательницей и хранительницей нашей истории и культуры — Каной Петровной Лысяной. Нас встретили директор школы Татьяна Валентиновна Чугунова, филолог Тамара Павловна Раткина, руководитель кружка „Современник“, и ученики клинцовской школы: Александр Савиных, Владислав Бреднев, Дарья Третьякова, Гюльнара Утешкалиева, Евгений Чушенко, Светлана Гревцова, Александр Агеев, Наталья Аллилуева, Марина Дуброва, Елена Дмитриева, Марина Загулинкина, Вероника Ярметова, Татьяна Пучкова, Елена Соколова, Ирина Соколова, Наталья Жиганова.

В школе есть необычный Пушкинский музей. Его появление связано с именем Александра Дмитриевича Казакова-Клинцовского — художника, родившегося в Клинцовке и ныне живущего в Саратове. Здесь бережно хранится уникальная портретная галерея „Пушкин и его современники“, выполненная резьбой по дереву, картины, подаренные Александром Дмитриевичем школе. Дети с любовью рассказывали нам о своем селе. О художнике Казакове-Клинцовском и, конечно, об Александре Сергеевиче Пушкине.

Осенью 1833 года А. С. Пушкин едет по местам, когда-то охваченным пугачевским движением. Проезжает через Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, работает в местных архивах, останавливается в казачьих станицах, расспрашивает очевидцев. „Я посетил места, — писал Пушкин, вернувшись из поездки, — где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых...“.

Существует несколько версий пути Пушкина из Оренбурга в Болдино.

Сам поэт в письме Наталье Николаевне 19 сентября 1833 года из Оренбурга в Петербург писал: „Я здесь со вчерашнего дня. Насилу доехал, дорога прескучная, погода холодная, завтра еду к яицким казакам, пробуду у них дни три — и отправляюсь в деревню через Саратов и Пензу“.

Сохранилась дорожная запись: „от Пензы до Арзамаса — 285“, сделанная, по мнению ученого М. А. Цявловского, вероятно, в Пензе 7 или 28 сентября 1833 года. Точку зрения ученого, еще в 1855 году высказанную П. В. Анненковым, поддерживали многие ученые (Е. А. Бобров, Е. В. Владимиров, И. К. Инжеватов, И. Д. Воронин). „В пользу этого утверждения, — писал последний, — говорит то, что Пушкин совершал не праздную поездку, а деловую и был заинтересован прежде всего побывать в тех местах, где проходил Пугачев, районы же Саратова и Пензы в этом отношении представляли большой интерес“.

Пугачевская земля, несомненно, интересовала Пушкина. Иргизские монастыри были духовным центром старообрядцев. В один из них, Средне-Никольский монастырь, к старцу Филарету в начале ноября 1772 года пришел беглый казак „Емельян Иванов, сын Пугачева“, который по предписанию следовал к месту жительства „в Симбирскую провинцию к реке Иргиз“. Старец Филарет одобрил и благословил тайные планы Пугачева и добился от управляющего Малыковкой (ныне — Вольск) разрешения для Пугачева оставаться в монастыре до января 1773 года. Почва для самого крупного в России крестьянского бунта была подготовлена в Никольском монастыре. Результатом поездки Пушкина явилось написание „Истории Пугачева“, а затем завершение работы над „Капитанской дочкой“. Огромной заслугой Пушкина было создание образа Емельяна Пугачева. Вождь кровопролитной и длительной крестьянской войны впервые был изображен не злодеем и извергом, а человеком, вызывавшим несомненное сочувствие, воплотившим в себе многие черты русского национального характера: мятежную жажду воли, широкую удаль, живой и острый ум.

Художник Александр Дмитриевич Казаков-Клинцовский является сторонником версии следования Пушкина из Оренбурга в Болдино через Саратовскую область, а именно через село Клинцовку. Он много занимался краеведением, способствовал тому, чтобы Клинцовка стала местом проведения традиционных Пушкинских праздников.

Старожилы села Клинцовка рассказывали об Аббадуе Ивановиче Орехове. Он родился при Пушкине, прожил более 100 лет. Его жена, Мария Семеновна, тоже дожила до почтенного возраста. На вопрос о возможном пути Пушкина через Клинцовку, она ответила: „Да, он был у нас“. Отец ее мужа, кузнец, ремонтировал колесо кареты „царского стихотворца“.

Крючок, которым правили колесо, ныне хранится в Пушкинском музее клинцовской школы.

Пушкин заехал в село с юга, и, когда переезжал через реку, на ветхой запруде повредилось колесо кареты. Предположительно Пушкин мог выехать из Уральска на Саратов. Это подтверждается его письмом к жене. Но в пути его застиг сильный дождь („дороги в одночасье раскисли...“), и ему ничего не оставалось делать, как отказаться от Саратова и поехать напрямую. Пушкин не доехал до села Озинки, свернул на северо-запад, и, выбравшись на прямую высокую дорогу самаро-сызранского направления, поехал кратчайшим путем и с приличной скоростью. Так он оказался проездом в Клинцовке. Нынешняя дорога Озинки-Пугачев была наводнена уметами через каждые 10 км. Проблем с заменой лошадей не было. Самый большой разрыв в 50 км — Клинцовка-Пугачев. Но и здесь на полпути был постоялый двор-умет, в котором останавливался Пушкин.

Ученики клинцовской школы читали стихи великого поэта, рассказывали о его лицейских годах, о возможном пути Пушкина через Клинцовку, о любви к Наталье Гончаровой, о последних днях жизни поэта. Мы слушали и думали: „А может быть, не так уж важно, проезжал поэт через Клинцовку или нет, хотя очень хочется в это верить, и мы поверили в это так же, как верят жители села Клинцовка. Важно другое: что жив он в сердцах многих и многих людей, что люди сегодня, как и во времена Пушкина, верят в чудо, в добро, в жизнь, в Бога. И не умрет русский язык, с которым сейчас так вольно и бесцеремонно обращаются. И русская литература, на которую сейчас безбожно сокращаются часы в школьной программе, сохранит свое высокое предназначение — воспитывать хороших людей, душевных и духовных. И у нас, современных людей, должно хватить мудрости не растерять то лучшее, что накоплено предками“.

Об опыте воспитательной работы клинцовской школы мы рассказывали на весеннем семинаре факультета довузовского образования нашего университета преподавателям-словесникам, работающим с детьми, которые уже решили связать свою жизнь с медициной. Воспитательная работа является основой формирования личности будущего врача. В этом состоит один из главных принципов довузовского образования нашего университета.

Идут года, одна эпоха сменяет другую, но нетленным остается „...веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними — это легкое имя: Пушкин“. Так сказал о Пушкине другой великий русский поэт А. Блок.

Е. В. Наумова,
доцент кафедры русской и классической филологии,
зав. Пушкинским кабинетом,
методист факультета довузовского образования

Copyright © 2001—2007, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ