Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Анри Дюнан — основатель „Красного Креста“

(Продолжение. Начало в № 11 (87) декабрь 2007)

Какова же история создания общества Красного Креста и жизненный путь его организатора Анри Дюнана?

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 г. в благочестивой состоятельной женевской семье. В юные годы среди интересов Дюнана господствовали экономика, религия и общественная деятельность. С 18 лет, изучая в дневное время экономику, свой досуг Дюнан посвящает посещению бедняков, умирающих, — он приносит им помощь и утешение. Дюнан присоединился к популярной в то время в Женеве евангелистской организации „Пробуждение“. В 1853 г., после знакомства с американской писательницей Гарриет Бичер Стоу, Дюнан решительно выступил против рабства, борьбу с которым он вёл в течение нескольких последующих десятилетий.

В возрасте 20 лет он начинает посещать женевскую тюрьму: каждое воскресенье в послеобеденные часы он приходит к заключенным и читает им вслух книги по истории, рассказы о путешествиях, научно–популярную литературу. Дюнан старается поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога.

Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, на которых главной темой разговора была вера и Бог. В скором времени в таких прогулках стали участвовать более сотни молодых людей. После каждой прогулки Дюнан приглашал их к себе домой, где происходили специальные собрания, которые потом были преобразованы в первый швейцарский христианский союз молодежи. Такие союзы впоследствии стали появляться и в других частях Европы.

Одним словом, еще задолго до того, как Дюнан посвятил свою жизнь попечению о солдатах и раненых на полях сражений, он начал заботиться о тех, кто был изранен тяжелой судьбой в мирное время.

После окончания колледжа Дюнан стал работать в банке стажером. Руководство банка, заметив организаторские и дипломатические способности Дюнана, повысило его в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Так в возрасте 26 лет он оказался в стране с богатыми перспективами, где сразу поставил своей главной задачей строительство и развитие шахт, заводов, домовладений и фермерских хозяйств на участке в 20 тысяч гектар.

Пренебрегая своим служебным положением, Дюнан занялся собственным бизнесом, с риском для себя организовав покупку-продажу земли. Затем он пошёл дальше и получил право на аренду более 400 га земли с перспективой обустройства плантаций, шахт и заводов. Это стоило ему должности главного управляющего Женевской банковской компании, и Дюнан стал частным дельцом в Алжире. Но он не оставил и свою благотворительную деятельность и основал здесь отделения Христианского союза молодёжи. Тогда же им были опубликованы путевые заметки об Алжире. Одна из глав этого труда позже вышла отдельной книгой под названием „Рабство у мусульман и в Соединённых Штатах Америки“.


Итак, в 1859 г. Дюнан решил начать собственное дело. Благодаря своим связям он смог получить многие тысячи франков инвестиций для своих алжирских поместий, за которые должен был выплачивать 10 % годового дохода. Он в спешном порядке построил новейшие мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит и разрешение на постройку водопровода, который для его бизнеса был нужен как воздух. Однако французские власти в Алжире не торопились дать ему право на пользование водой. Без воды он никак не мог пустить в дело свои поселения, а проценты надо было выплачивать в любом случае. Через год разочарований и проволочек Дюнан был доведен до отчаяния. Он испробовал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь у него оставался единственный шанс: подать прошение императору Франции Наполеону III, находившемуся в это время на полях сражений в Сольферино (Италия), где французская армия совместно с итальянскими союзниками готовилась отразить вторжение австрийцев. Ожидание возвращения императора для Дюнана было равносильно банкротству, и он отправился прямо на фронт. Он рассчитывал сначала завоевать благорасположение императора преподнесением подарка — написанной им самим книги об императоре, изобилующей лестью в адрес Наполеона. Затем он воспользовался бы случаем, чтобы объяснить, как его алжирские поселения пришли в упадок из-за проволочек местных властей.

Но случилось так, что Дюнан не смог осуществить свои намерения. Дальнейшие три дня перевернули всю его дальнейшую жизнь. Дюнан так и не встретился с императором, более того, он полностью забыл о цели своей поездки и о своем бизнесе. Он не смог пройти мимо страданий тысяч людей, как это сделали многие другие.

Дюнан прибыл в Кастильон, где стал свидетелем одного из самых кровопролитных сражений XIX века — битвы при Сольферино, жертвами которой стали 40 000 убитых и раненых. Он оказался в Сольферино в то время, когда войска Наполеона готовились к большой битве. Наполеон приготовил к бою 150 тыс. солдат и 400 пушек, а противник — австрийский император Франц Йозеф — 170 тыс. солдат и 500 пушек. В общей сложности более 30 тыс. человек были выставлены друг против друга.

Дюнан прибыл на передний край битвы на рассвете 24 июня 1859 года. „Это была рукопашная, невыразимо ужасная, — позже вспоминал Дюнан. — Австрийские союзные войска топтали друг друга, резались на неостывших трупах солдат. Противника валили прикладами, разнося черепа и потроша саблями и штыками. Бой перешел в бойню, схватку диких зверей, обезумевших от ярости“. Дюнан пережил сильнейший шок. А на следующий день перед ним предстала не менее ужасная картина: „25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение. Все поле битвы было усеяно трупами людей и лошадей, несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненых, взгляд отупелый, они будто ничего не понимают, но это не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи: другие с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах...“. Так впоследствии описывал Дюнан это сражение в книге „Воспоминание о Сольферино“.

Подступы к Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы. По меньшей мере, 40 тысяч раненых лежали в грязных кровавых лужах. В поисках штаб-квартиры Наполеона Дюнан добрался до Кастильоне. В городке царила сумятица и неразбериха. Он весь был заполнен тяжело ранеными солдатами обеих армий. 9 тысяч человек лежали на улицах, площадях и в церквах, по желобу для стока воды непрерывным потоком струилась человеческая кровь. Не хватало врачей, которые могли бы оказать им помощь. Дюнан не смог просто так покинуть этот ад. Зайдя в церковь, где стонали от боли, не получая помощи, сотни раненых, Дюнан стал приносить им воду. Он перевязывал раны, как мог, успокаивал их. Но вместе с состраданием в сердце Дюнана росло другое чувство — негодование. На устах всех этих раненых одни и те же горькие слова: „Мы честно сражались, а теперь... Теперь нас бросили на произвол судьбы“. Именно это и потрясло Дюнана больше всего: эти люди брошены! Несколько повозок, посланных на поле боя, могли забрать очень немногих раненых. С наступлением темноты на полке боя появились мародеры, без стеснения срывающие с несчастных одежду. Оставшимся на поле боя раненым было суждено умереть от истощения, холода и жажды. Тем, кому удалось добраться до города, повезло не больше. В Кастильоне на 2000 раненых — всего 6 военных врачей. И это не какая–то случайность. К своему ужасу Дюнан узнал, что так бывает всегда. Причина этого чудовищного несоответствия в том, что санитарная служба армии столь малочисленна, что едва ли можно всерьез говорить о ее существовании. Солдат, потерявший способность сражаться, никому больше не нужен. „В течение первой недели после сражения раненые, про которых доктора говорили „тут ничего сделать нельзя“, оставались без всякого ухода, и умирали. И это было вполне естественно из-за ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно: нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти. Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и даже легкораненые — погибли от голода и истощения“, — писал Дюнан впоследствии в своей книге „Воспоминание о Сольферино“.

В течение трех дней и ночей Дюнан занимался организацией медицинской помощи пострадавшим в битве. С призывом помочь раненым он обратился к жителям соседней деревни, своих деловых партнеров попросил срочно перевести деньги, а сам помогал ухаживать за ранеными в местной церкви „Кьеза Маджоре“ в Кастильоне, собирая пищу и организуя первую помощь силами путешественников, священников и журналистов. Добровольцы оборудовали перевязочную, а среди военнопленных удалось найти еще четырех врачей. Во французском штабе Дюнан добился освобождения всех австрийцев, прошедших медицинскую подготовку. Он обратился за помощью к благотворительным организациям Женевы. (Позже Дюнан провел такую же работу на полях сражений в Брешини Милане). Он стал известен здесь под именем „Человек в белом“, которого чтили чуть ли не как ангела.

Однажды Дюнан увидел, как итальянские солдаты угрожают сбросить раненных австрийцев со ступеней церкви Кьеза Маджоре в Кастильоне. „Остановитесь, — крикнул он, — не делайте этого! Они ваши братья!“ Солдаты послушались его, а слова „Sono fratelli“ („Они — братья!“) стали девизом системы помощи.

Память о Сольферино преследовала Дюнана всю жизнь. В эти страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказать помощь раненым во время войны. Он возвратился в Женеву и написал книгу „Воспоминание о битве при Сольферино“, где натуралистично описал всю ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена не было принято говорить. Книга имела большой успех. Имя Дюнана стало известно всему миру. Автор за свои деньги отослал по экземпляру главам правительств, монархам, ведущим военачальникам и просто европейским знаменитостям, хотя мог бы этого не делать: переведённое на все европейские языки „Воспоминание о Солферино“ стало бестселлером. В книге Дюнан не только описывал ужасы войны, страдания раненых и гражданского населения, но и указывал, что могли бы сделать правительства для уменьшения этих страданий. Последняя треть книги содержала план создания национальных организаций по оказанию гуманитарной помощи, каковые, по мнению Дюнана, должны были возглавить известные и уважаемые в обществе люди, пользующиеся поддержкой своих правительств.

(Окончание следует)

Субботина В. Г.,
доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней
Ладочкина О. А.,
Мельников Н. В.,
студенты 4–го курса л/ф

Copyright © 2001—2008, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: