Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Скорой медицинской помощи в России 110 лет!

Bis dat, qui cito dat!
Дважды помог тот, кто скоро помог!



28 апреля 1898 года официально признан днем рождения скорой медицинской помощи в России. В этот день были открыты две первые станции в Москве при Сущевском и Сретенском полицейских участках. На каждой станции было по одной карете, в которой выезжали врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащена укладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом.

Прошло 110 лет, и сегодня СМП РФ — это первая инстанция, куда обращаются больные при неотложных состояниях. Ежедневно СМП РФ регистрирует 15—30 тысяч случаев гипертонического криза, 9—25 тысяч случаев инфаркта миокарда, 3—8 тысяч случаев инсульта. Борьба с главной угрозой — сердечно-сосудистыми заболеваниями — начинается именно со службы „03“. Именно поэтому служба СМП является приоритетной в здравоохранении. В то же время, несмотря на очевидные успехи, СМП продолжает нуждаться в дальнейшем совершенствовании.

Кто должен работать на СМП? Теоретически — врач! Практически — работают 90 тысяч фельдшеров и только 18 тысяч врачей. Почему так получается? Объяснений может быть несколько: „не престижно“, „трудно“, „не обеспечиваются должные бытовые условия“, „этой работе не учат“ и прочее.

По данным опроса, 150 врачей СМП (более 90 %) считают, что их работа связана с риском для жизни и здоровья. К числу наиболее вредных факторов 43 % опрошенных отнесли психологический стресс: выезды по 15—20 раз за сутки, частые дежурства, контакты с социально незащищенными слоями населения, столкновение с криминальными ситуациями. 20 % опрошенных отметили в качестве вредных факторов инфекции, передаваемые воздушно-капельным путем, а 8 % назвали травмы. Из 524 человек (168 врачей и 356 фельдшеров) 80,4 % имеют соматическую патологию, почти 50 % — артериальную гипертензию, 42 % — гиперхолестеринемию, 27 % — гипергликемию. Только у 10 % опрошенных работников СМП нет отклонений в состоянии здоровья.

Как должны учить работать на „скорой“? В первую очередь необходимы современные образовательные технологии, позволяющие непрерывно учиться, осуществлять необходимые взаимодействия и консультации в режиме реального времени, а также предоставляющие возможность общаться в системе Интернет.

Первый и Второй Всероссийский съезды врачей СМП получили полную поддержку Правительства РФ, Государственной Думы, политической партии „Единая Россия“ и Минздравсоцразвития.

В резолюции Второго съезда была поставлена задача реформирования службы СМП по следующим направлениям: — создание образовательного стандарта по специальности 040119 „врач скорой медицинской помощи“ и „фельдшер скорой медицинской помощи“; — увеличение количества специалистов с высшим образованием — врачей „скорой медицинской помощи“, прошедших интернатуру и ординатуру по догоспитальной терапии неотложных состояний с последующим прохождением тематического усовершенствования каждые 3—5 лет; — оптимизация подготовки врачей скорой медицинской помощи, целью которой является увеличение профессионализма и ориентация подготовки на методы лечения и информационные технологии. Международный опыт Великобритании, Австралии, Германии, некоторых штатов США и 25-летний опыт подготовки врачей СМП в Екатеринбурге и Самаре показывают, что решение этих задач может быть достигнуто путем создания системы непрерывного внутривузовского/постградуального образования, при котором мотивация и выбор специализации должны происходить уже на младших курсах медицинского вуза.

В этой связи научно-практическое общество СМП предлагает ряд шагов по оптимизации подготовки специалистов СМП: — повысить требования к выпускникам по специальности „лечебное дело“ к уровню компетенций в вопросах оказания СМП при неотложных состояниях (на уровне коррекции образовательных программ по базовым клиническим дисциплинам на старших курсах и при Государственной аттестации выпускников); — разработать и внедрить систему непрерывной профессиональной ориентации студентов на получение специальности „040119 — скорая медицинская помощь“ на всех уровнях до- и последипломного образования. Уже на младших курсах в рамках единого шестилетнего обучения в медицинском вузе система должна обеспечить студенту возможность получения знаний и навыков по специальным дисциплинам, необходимым для работы по специальности „040119 скорая медицинская помощь“. Одной из форм получения специальных знаний может быть прохождение элективного курса по специальному учебному плану, основанному на наборе „кредитов“ прохождения производственной практики на станциях СМП и в отделениях неотложной помощи, начиная с должностей медицинской сестры (после 3-го курса медицинского ВУЗа) и фельдшера или „помощника“ врача СМП (после 4-го курса); — обеспечить современное и ориентированное на национальные стандарты последипломное усовершенствование врачей по специальности „040119 — скорая медицинская помощь“. В рамках последипломного образования все прошедшие обучение в вузе по специальности „лечебное дело“ должны иметь возможность прохождения первичной переподготовки по специальности „скорая медицинская помощь“ на основе трехгодичного обучения (интернатура и ординатура). — на этапе последипломного образования обеспечить возможность для своевременного прохождения сертификационного курса.

Многие вышеназванные вопросы успешно решаются на кафедре скорой медицинской и анестезиолого-реанимационной помощи ФПК и ППС под руководством доктора медицинских наук, профессора, заслуженного врача РФ Д. В. Садчикова. На кафедре систематически проходят повышение квалификации врачи скорой медицинской помощи Саратова и области. Регулярно проводятся циклы тематического усовершенствования по проблемам неотложных состояний для врачей-педиатров, терапевтов, хирургов, акушеров-гинекологов. Сложности, имевшиеся в связи с переходом на новую систему прохождения первичной переподготовки (интернатура и ординатура) и связанные с созданием учебно-методического комплекса дисциплины, были успешно преодолены.


Очень важным для обучения врача СМП является отработка практических навыков по сердечно-легочной реанимации и некоторым манипуляциям (различным видам сосудистого доступа, интубации трахеи и т. д.), что требует наличия муляжей. К сожалению, кафедра недостаточно оснащена муляжами и техническими средствами обучения. На кафедре возобновлен цикл тематического усовершенствования „Клиническая фармакология неотложных состояний“, выпущена монография „Скорая медицинская помощь“, в которой отражены современные аспекты лечебных и тактических решений при неотложных состояниях на догоспитальном этапе с учетом стандартов, разработанных в рамках национального проекта „Здоровье“.

10—12 ноября состоялись Всероссийский форум „Скорая медицинская помощь–2008“ и первая Всероссийская конференция, посвященная 110-й годовщине со дня организации скорой медицинской помощи в России „Роль скорой медицинской помощи в предотвращении трагических исходов сердечно-сосудистых и дорожно-транспортных катастроф“. В работе форума приняла участие доцент кафедры скорой медицинской и анестезиолого-реанимационной помощи ФПК и ППС канд. мед. наук, Г. Д. Садчикова. На форуме обсуждались новейшие разработки лекарственного и инструментального обеспечения работы СМП, концепция образования врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи, практические подходы к формированию и внедрению формулярной системы по оказанию скорой медицинской помощи, преемственность оказания медицинской помощи.

Г. Д. Садчикова,
доцент кафедры скорой медицинской
и анестезиолого-реанимационной помощи ФПК ППС,
кандидат медицинских наук

Copyright © 2001—2008, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: