Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Н. С. Коротков — изобретатель бескровного звукового метода определения артериального давления

Трудно вообразить себе современную медицину без того вклада, который внесли отечественные исследователи начала XX века в изучение сердечно-сосудистой системы...

135 лет назад, 13 февраля 1874 года, родился выдающийся врач Николай Сергеевич Коротков, который на основании изучения результатов исследований коллатерального кровообращения у раненых во время русско-японской войны разработал уникальный бескровный звуковой метод определения артериального давления (АД) у человека. К сожалению, на протяжении многих десятилетий Николай Сергеевич оставался практически неизвестным для своих соотечественников, в учебниках физиологии упоминалась только фамилия автора метода. Ни в одном из трех первых изданий Советской медицинской энциклопедии биографической справки о Н. С. Короткове не было. Только в последнее время информация об этом выдающемся враче стала более доступной.

Родился Николай Сергеевич в Курске в семье купца. Закончив курскую мужскую гимназию, в 1893 году он поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Характеристика, направленная из гимназии в университет, так обрисовывала его личность: „Коротков всегда и во всем был исполнителен и состоял в числе отличных по поведению воспитанников гимназии. Всеми любимый дома и в школе, он обнаружил характер кроткий и уживчивый, а в силу благовоспитанности он уважает строй, порядок и законность во всем“.

Во время учебы в Харьковском университете Н. С. Коротков проявил не только прилежание, но и истинное рвение в освоении наук. На первом экзамене, который именовался полулекарским, он получил отличные оценки по всем предметам: ботанике, зоологии, неорганической химии, минералогии, анатомии и сравнительной анатомии. После 3-го семестра он добился перевода в более престижный по тем временам Московский университет. В августе 1898 года Коротков подал прошение в медицинскую испытательную комиссию при университете о допуске его к экзаменам. Сдав за 2 месяца почти по всем 24 предметам экзамены на „отлично“, он с оценкой „весьма удовлетворительно“ был удостоен „степени лекаря с отличием, со всеми правами и преимуществами“. В этот же день, 31 октября 1898 года, он подписал „Факультетское обещание“, букве и духу которого неукоснительно следовал всю свою жизнь.


Диплом „лекаря с отличием“ Н. Коротков получил лишь 23 декабря 1898 года, но до этого он, не теряя времени, старательно готовился и успешно сдал экзамены еще и на звание „уездный врач“, о чем ему было выдано соответствующее свидетельство. Его незаурядные способности и трудолюбие были замечены сотрудниками медицинского факультета, которые избрали его на должность сверхштатного ординатора хирургической клиники, возглавляемой профессором А. А. Бобровым. 2 мая 1900 года распоряжением попечителя Московского учебного округа Николай Коротков был утвержден в этой должности на три года без содержания.

В 1900 году Коротков записался добровольцем в санитарный отряд Иверской общины Красного Креста и отправился в Китай в расположение действующей русской армии во время известного восстания боксеров в Китае (русские войска, участвующие в подавлении восстания, несли большие потери, и настоятельно требовались врачи). Николай Сергеевич работал хирургом и инфекционистом под руководством доктора Алексинского, ученика А. А. Боброва. Только врачи, сестры и санитары втянулись в нормальный рабочий ритм, как 9 сентября из Петербурга пришел приказ закрыть лазарет в Благовещенске и двигаться в Хабаровск. Все больные и раненые были переведены во вновь открывшийся военно-полевой госпиталь.

Во время русско-японской войны Н. С. Коротков снова отбыл на Дальний Восток, в Харбин (Манчжурия). Был старшим хирургом Второго Святого Георгия отделения Красного Креста. Во время русско-японской войны довольно часто наблюдались повреждения сосудов — артерий и вен, и, как следствие, аневризмы, вызывающие боли, параличи, а при разрыве — и гибель раненого от кровотечения. Хотя аневризмы были известны давно, но к началу XX века их диагностика и лечение были разработаны недостаточно. Аневризмы обычно не прослушивали, что часто приводило к серьезным ошибкам (аневризму принимали за абсцесс). И почти в каждом случае Николай Сергеевич с тревогой ожидал результатов перевязки артерии. Именно это „неприятное неведение“, по словам врача, и невыносимо тяжелое положение раненых заставили его поставить перед собой конкретную и ясную цель — найти признаки, руководствуясь которыми можно было бы еще до операции определить, останется ли конечность цела или омертвеет после перевязки артерии. Увлекшись сосудистой хирургией, Коротков начал собирать материалы для докторской диссертации по этой теме: 41 история болезни из 44, приведенных в докторской диссертации, представляют собой военный опыт Н. С. Короткова в Харбине.

После возвращения в Санкт-Петербург в апреле 1905 года Коротков начал готовиться к защите диссертации. Выполняя в Военно-медицинской академии экспериментальную работу по коллатеральному кровообращению, он выслушал с помощью фонендоскопа звуковую гамму над периферическими артериями при их сдавлении, обнаружил звуки, которые при определенных условиях изменялись строго закономерно. Если наложить на плечо манжету от аппарата Рива-Роччи и поднять в ней давление до исчезновения пульса на лучевой артерии, то никакие звуки в дистальном отрезке плечевой артерии не прослушиваются; но затем, если постепенно снижать давление в манжете, в том же месте сначала прослушиваются тоны, потом шумы, затем снова громкие тоны, интенсивность которых уменьшается, и, наконец, все звуки в плечевой артерии полностью исчезают. Таким образом, этим методом определяют АД в режиме декомпрессии путем аускультации дистальнее манжеты синхронных с пульсом звуков (тонов Короткова), появляющихся в сдавленных артериях в момент достижения в манжете уровня систолического АД и исчезающих при компрессионном давлении, близком к диастолическому АД.

Ранее метод измерения артериального давления, предложенный Рива-Роччи в 1896 году, был пальпаторным: измерение проводилось посредством прощупывания появления пульса на лучевой артерии после создания высокого давления в манжете, наложенной на плечо, и последующей медленной декомпрессии. 8 ноября 1905 года под сводами Военной академии раздался страстный голос врача Короткова, который изложил разработанный им „бескровный звуковой метод определения АД у человека“. В „Известиях Императорской медицинской академии“ (всего 281 слово (!!!), текст меньше страницы) этот метод был опубликован. Предложение Н. С. Короткова поначалу было встречено скептически. Лишь благодаря участию отечественных ученых М. В. Яковского, Д. О. Крылова, Г. Ф. Ланга и др., открытие военного врача-хирурга получило поддержку и дальнейшее развитие.

Защитить диссертацию Короткову не удалось, так как он заболел чахоткой. Угасая долго и постепенно, Николай Сергеевич Коротков умер 14 марта 1920 года в возрасте 46 лет от туберкулеза легких. Похоронен Н. С. Коротков на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Наследие, оставленное Николаем Сергеевичем для потомков, воистину колоссально. Простота, доступность и вполне удовлетворительная для практических целей точность метода Короткова обеспечили быстрое его мировое признание и широкое практическое применение, что сыграло ведущую роль в совершенствовании диагностики при сердечно-сосудистой патологии. Несмотря на то что представления о гемодинамике значительно расширились со времен Короткова, а для определения АД используются ныне новые, современные аппараты, в настоящее время метод, предложенный Коротковым, остается основным для измерения артериального давления в медицинской практике.

А. И. Сергеева, К. Э. Коряев,
студенты 3-го курса лечебного факультета
(кафедра пропедевтики внутренних болезней)

Copyright © 2001—2009, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: