Размер: A A A Цвет: A A A A A Шрифт: A A перейти к обычной версии








Анри Дюнан — основатель „Красного Креста“

(Продолжение. Начало в № 11 (87) декабрь 2007)

Дюнан выступил в поддержку стремления европейских евреев вернуться на родину предков в Палестину. В 1864 г. он основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине. В поисках средств для этого предприятия Дюнан учредил в 1876 г. Общество сирийской и палестинской колонизации. Члены общества рассчитывали на выделение земельного участка турецким султаном Абдул-Хамидом, однако русско-турецкая война 1876 г. нарушила эти планы. Но Дюнан уже был увлечен новым проектом — созданием международной библиотеки, в которой предполагалось собрать шедевры письменной культуры всех времен и народов. Одновременно мечтал он и о создании Верховного международного арбитражного суда. Впоследствии будет создан и арбитражный суд, евреи возвратятся в Палестину, шедевры мировой литературы будут переведены на все языки мира. Но при жизни Дюнану удалось реализовать лишь одну свою идею — создание Красного Креста.

Однако сам создатель, получивший всемирную известность, закончил жизнь в нищете и одиночестве, презираемый семьей и забытый друзьями. Ища приюта, он скитался по свету.

И вот в июле 1887 г. швейцарскую границу пересек одинокий путешественник без багажа. Этот сгорбленный человек тяжелой походкой направился в гостиницу „Парадиз“. Он настолько беден, что ему совершенно нечего одеть, в то время как его постоянная одежда находится в стирке. Тщательно следя за своей внешностью, он скрывает ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливает рубашку мелом. С первого взгляда его можно принять за глубокого старика. На самом деле ему всего лишь 59 лет. Его здоровье в плачевном состоянии: оно подорвано слишком долгими и слишком большими потерями. Правая рука поражена экземой и болит так сильно, что он не может писать.

Он нездоров, душа его исполнена горести и обиды. Деньги, три франка в день, присылаемые ему родственниками, потрясенными его бедственным положением, дали ему возможность найти приют в местной богадельне. Благодаря здешнему врачу доктору Альтхерру он снова обретает возможность писать. В больших тетрадях он начинает излагать историю своей жизни. Чего только не испытал он на своем веку: он пишет и о радостях и о невзгодах; одного только нет в этих воспоминаниях: черствости и скуки.

Он часто вспоминает о своих врагах, которые преследовали его и которые, быть может, и сейчас разыскивают его, чтобы доставить ему новые мучения. Он ненавидит фарисеев и лицемеров. Если он умрет, он хочет быть „похороненным как собака“, — без каких бы то ни было церемоний, потерявших для него смысл. В Хандейской больнице он живет в палате № 12.

Журналист Георг Бумбергер узнал о том, что основатель Красного Креста Анри Дюнан живет в одной из деревушек Швейцарии. Такой шанс упустить было нельзя, ведь все думали, что Анри Дюнан давным-давно умер. И Бумбергер приезжает в деревню, где живет Дюнан. Его ведут к двери палаты № 12. Сначала седой патриарх колеблется: стоит ли раскрывать душу перед этим любопытным журналистом? Но вдруг, словно не в силах вынести груз воспоминаний, он начинает говорить.

Статья Бумбергера становится настоящей сенсацией. За несколько дней она облетает всю Европу.

В год выхода статьи о Красном Кресте уже давно знает весь мир. В 37 странах действуют национальные общества Красного Креста. Красный Крест уже сказал свое слово в ходе 38 вооруженных конфликтов, на деле доказывая, что взятые им в качестве девиза слова „Inter Arma Caritas“ („Милосердие на поле брани“) не столь парадоксальны, как может показаться с первого взгляда.

Но насколько велик контраст между нищим стариком и размахом такой деятельности! Неужели именно он стоял у истоков всего этого?

В 1896 г. мир торжественно отмечает 68-летие А. Дюнана. Он получает письмо, написанное собственноручно Папой Римским, ему пишут многие другие выдающиеся деятели того времени. В Германии организуется подписка в его пользу. Тысячи русских врачей присуждают ему Московскую премию за служение страждущему человечеству. На помощь ему приходит Швейцария и целый ряд других государств. Многие общества Красного Креста и благотворительные учреждения принимают его в свои ряды, выбирают почетным членом или даже почетным председателем. За считанные дни к Дюнану возвращается былая известность. Равнодушный к славе, он закрывает двери перед именитыми гостями и с тем же пылом, что и много лет назад, бросается в бой за создание международного суда, за разоружение и мир.

В 1901 г. норвежский парламент присуждает ему первую Нобелевскую премию мира.

Но Дюнан знает истинную цену почестям. Он делает все необходимое, чтобы передать эту огромную сумму, ничего не оставив себе, на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии. Он пишет пророческие страницы о „Кровавом будущем“, ожидающем мир в ХХ в.. Он умирает 30 октября 1910 г. — в тот же год, что и два других великих человека, которыми он так восхищался: Флоренс Найтингем и Лев Толстой.

(Продолжение в № 3 (90) март 2008)

Субботина В. Г.,
доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней
Ладочкина О. А., Мельников Н. В.,
студенты 4-го курса л/ф

Copyright © 2001—2008, Саратовский государственный медицинский университет
Создание и поддержка электронной версии: Веб-лаборатория СГМУ